Паксюткина Светлана Николаевна
учитель-логопед МБДОУ ясли-сад «Подснежник»
комбинированного вида.
Если вы удачно выберете труд и вложите в
него свою душу, то счастье само отыщет вас.
К.Д. Ушинский
Я –учитель-логопед! Это мое призвание, внутреннее состояние души.Мой выбор профессии был не случайным, а вполне осознанным.Мечта, работать учителем-логопедом, осуществилась после окончания Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина, который стал для меня крепким фундаментом в профессиональной деятельности.
Опыт пришёл не сразу, он накапливался постепенно, но было главное: трудолюбие и любовь к детям. Огромное счастье для педагога видеть сияющие глаза малышей, научившихся правильно произносить звуки и улыбку на лицах благодарных родителей, а также детская короткая фраза: «Я Вас люблю!». Я ни разу не пожалела о своем выборе! Я бесконечно влюблена в свою профессию и живу с ней больше 13 лет!
Осознание того, что дети пришли ко мне с речевыми нарушениями, а ушли с грамотной и красивой речью, приобрели новые знания, умения, коммуникативные навыки, наполняет моё сердце радостью, гордостью за то, что я не зря выбрала именно этот профессиональный путь. Я ощущаю себя полезной. Приносить пользу – это огромное счастье!
Образование:
Высшее педагогическое. Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина, г. Санкт-Петербург, 2007 г.
Квалификация – учитель-логопед, специальность – логопедия.
Профессиональная переподготовка АНО ДПО «Московская академия профессиональных компетенций» г. Москва, 2021 г.
Квалификация: учитель-дефектолог
Квалификационная категория: высшая
Дата прохождения аттестации: 20.05.2021 г.
Общий стаж работы: с 2007 г.
Педагогический стаж работы: с 2007 г.
Награждена: Почетной грамотой Российского профессионального союза железнодорожников, Дорожной территориальной организации РОСПРОФЖЕЛ на ВСЖД – филиале ОАО «РЖД» г. Иркутск;
грамотами администрации ЧДОУ «Детский сад № 230 ОАО «РЖД».
Курсы повышения квалификации:
- Санкт-Петербургский гуманитарный институт, профессиональная переподготовка по программе «Механизмы стойких речевых расстройств», 600 часов, 2007 год;
- «Центр развивающих игр и методик», обучение по программе «Организация образовательного процесса в дошкольных учреждениях», 72 часа, 2014 г.
- ГБПОУ «Бурятский республиканский педагогический колледж», обучение по теме «Психолого-педагогические условия реализации основных образовательных программ ДОв соответствии с ФГОС ДО», 72 часа, 2018 г.
- «Центр развивающих игр и методик», обучение по программе «Профессиональный стандарт, как механизм развития и совершенствования компетенций педагога», 72 часа, 2020 г.
- Издательство "Национальное образование", г. Москва. Обучение по теме: "ООП ДО Вдохновение - платформа для решения задач национального проекта "Образование", 16 часов, 2019 г.
- ДПО Платформа, г. Ижевск. «Обучение по оказанию первой помощи пострадавшим в образовательной организации», 16 часов, 2020 г.
- ДПО «Центр непрерывного образования и инноваций» г. Спб, обучение по программе «Обеспечение условий для полноценного обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по АООП», 72 часа, 2020 г.
- Центр нейропсихологии «Изюминка» г. Москва, семинар-супервизия «Вопросы диагностики, особенности коррекционной работы с неговорящими детьми», 36 часов, 2021 г.
- ДПО Платформа, г. Ижевск. «Оказание первой помощи пострадавшим в образовательной организации», 16 часов, 2021 г.
Образование
Методы, формы, средства организации деятельности воспитанников
Организация образовательной деятельности детей в ходе логопедической работы осуществляется в двух основных моделях:
- Совместная деятельность взрослого и детей;
- Самостоятельная деятельность детей.
Основными формами совместной деятельности взрослого и детей в условиях логопункта являются индивидуальная и подгрупповая деятельность.
Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей, продолжительность индивидуальных занятий 15-20 минут. Дети с ФНР и ФФНР занимаются с логопедом 2 раза в неделю, с ОНР – 2-3 раза в неделю.
Основная цель индивидуальной деятельности - подбор комплексных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи при дислалии, дизартрии. Логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребёнком, привлечь его внимание к контролю над качеством звучащей речи, подобрать индивидуальный подход с учетом личностных особенностей (речевой негативизм, фиксация на дефекте, невротические реакции и т. п.);
Задачи и содержание индивидуальных занятий:
- развитие артикуляционного праксиса;
- фонационные упражнения;
- уточнение артикуляции правильно произносимых звуков в различных звуко-слоговых сочетаниях;
- вызывание и постановка отсутствующих звуков или коррекция искаженных звуков;
- первоначальный этап их автоматизации в облегченных фонетических условиях.
Подгрупповая деятельность направлена на формирование навыков коллективной работы, умения слушать и слышать логопеда, выполнять в заданном темпе упражнения по развитию силы голоса, изменению модуляции (хором, выборочно); адекватно оценивать качество речевой продукции детей. Для подгрупповых занятий объединяются дети одной возрастной группы, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения. Число детей в подгруппе от 2 до 4 человек. Состав детей в течение года периодически меняется. Это обусловлено динамическими изменениями в коррекции речи каждого ребёнка.
Задачи и содержание подгрупповых занятий:
- закрепление навыков произношения изученных звуков;
- отработка навыков восприятия и воспроизведения сложных слоговых структур, состоящих из правильно произносимых звуков;
- воспитание готовности к звуковому анализу и синтезу слов, состоящих из правильно произносимых звуков;
- расширение лексического запаса в процессе закрепления поставленных ранее звуков;
- закрепление доступных возрасту грамматических категорий с учётом исправленных на индивидуальных занятиях звуков.
В соответствии с СанПин продолжительность подгрупповых занятий составляет: с детьми 6-го года жизни 20-25 минут; с детьми 7-го года жизни - 25-30 минут.
Коррекционно-образовательная работа осуществляется в различных видах детской деятельности:
- игровая;
- коммуникативная (общение и взаимодействие с взрослыми и сверстниками);
- познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними);
В своей работе применяю наглядные и игровые методы в сочетании со словесными методами:
- методпроблемного изложения - постановка проблемы и раскрытие пути её решения в процессе организации опытов, наблюдений;
- эвристический метод (частично-поисковый)– проблемная задача делится на части – проблемы, в решении которых принимают участие дети (применение представлений в новых условиях);
- исследовательский метод- составление и предъявление проблемных ситуаций, ситуаций для экспериментирования и опытов (творческие задания, опыты, экспериментирование).
- методымотивации и стимулирования развития у детей первичных представлений и приобретения детьми опыта поведения и деятельности (образовательные ситуации, игры, соревнования, состязания и др.);
- методы, способствующие осознанию детьми первичных представлений и опыта поведения и деятельности (рассказ взрослого, пояснение, разъяснение, беседа, чтение художественной литературы, обсуждение, рассматривание и обсуждение, наблюдение и др.);
- информационно-рецептивный метод - предъявление информации, организациядействий ребёнка с объектом изучения (распознающее наблюдение, рассматривание картин, демонстрация кино- и диафильмов, просмотр компьютерных презентаций, рассказы педагога или детей, чтение);
- репродуктивный метод- создание условий для воспроизведения представлений и способов деятельности, руководство их выполнением (упражнения на основе образца педагога, беседа, составление рассказов с опорой на предметную или предметно-схематическую модель);
Средства (дидактические материалы; наглядные; технические)
- упражнения (артикуляционная, пальчиковая, общая гимнастика);
- карты-схемы, мнемотаблицы;
- картотеки игр на развитие лексико-грамматического строя, связной речи и пр.;
- художественное слово (стихи, считалки, загадки, пословицы, поговорки);
- мультимедийные презентации, печатные (журналы, методическая литература);
- демонстрационные и раздаточные материалы;
- визуальные, аудийные, аудиовизуальные средства.
Современные образовательные технологии:
- здоровьесберегающие (технология сохранения и стимулирования здоровья, технология обучения здоровому образу жизни, коррекционные технологии);
- развивающего обучения;
- информационно-коммуникативные;
- игровые;
- проблемно – поисковые (ТРИЗ, развитие творческого воображения, детское экспериментирование);
- личностно – ориентированная (технологии, направленные на разностороннее и творческое развитие ребенка, гуманно – личностная технология, технология сотрудничества);
- дифференцированного обучения;
- интегрированного обучения.
Рабочая программа коррекционно-развивающей работы с детьми в условиях логопункта МАДОУ ясли-сад «Подснежник»
Традиционные и современные образовательные технологии, применяемые в логопедической работе
Картотека дидактических игр на развитие лексико-грамматического строя речи
Картотека дыхательных упражнений
Картотекас общей артикуляционной гимнастики
Картотека упражнений с мячиками Су-Джок
Картотека подвижных игр, физминуток (по лексическим темам)
Картотека пальчиковых игр
Инновационная деятельность
Система оценивания образовательных достижений
Система получения точных данных о состоянии деятельности учителя-логопеда может быть обеспечена посредством мониторинга, представляющего собой систему сбора, обработки, хранения и распространения информации. Данная информация анализируется учителем-логопедом, и на ее основе оценивается состояние качества логопедической работы, выявляются проблемы и разрабатываются своевременные пути их решения.
Мониторинг проводится в целях:
- качественной оценки условий, созданных учителем-логопедом для осуществления полноценной коррекции недостатков речи у детей в условиях логопункта;
- выявления степени соответствия результатов деятельности учителя-логопеда в условиях логопункта;
Мониторинг реализуется по двум направлениям:
1. Работа со всеми воспитанниками в рамках службы сопровождения:
- обследование детей по мере возникновения потребности или по запросу участников педагогического процесса (воспитатели, родители и т.д.);
- фронтальное логопедическое обследование детей старшего возраста (с 15 по 30 апреля). Главная цель - выявление детей с нарушениями речи. Это необходимо для составления предварительного списка детей, для зачисления в логопедический пункт в следующем учебном году.
2. Работа с детьми, зачисленными на логопункт – мониторинг речи детей, посещающих логопункт. Проводится с целью выявления динамики речевого развития. По результатам обследования составляется отчет о логопедической работе и речевом развитии дошкольников, занимающихся на логопункте.
Задачи обследования:
1. Выявить детей, нуждающихся в логопедической помощи.
2. Зачислить детей на логопункт с учетом выявленных нарушений.
3. Провести качественный анализ особенностей речевого развития.
В ходе обследования изучаются следующие составляющие речевую систему компоненты.
- Фонематическое восприятие
- Артикуляционная моторика
- Звукопроизношение
- Сформированность звукослоговой структуры
- Навыки языкового анализа
- Активный словарь
- Грамматический строй речи
- Понимание логико-грамматических конструкций
- Связная речь
Используемая методика: иллюстрированный материал для обследования устной речи детей старшего дошкольного возраста О.Б. Иншаковой, Н.В. Нищевой, элементы методики Т.А. Фотековой.
Приемы диагностического изучения:
- сбор анамнестических данных;
- индивидуальные беседы с родителями;
- наблюдение за детьми во время НОД, режимных моментов, в игровой деятельности;
- беседа с детьми;
- беседа с воспитателями;
|
В начале учебного года с 01 по 15 сентября проводится логопедическое обследование детей подготовительных и старших групп.
Первичное (фронтальное) обследование речи детей проводится совместно с воспитателем, в привычной для детей обстановке. Воспитатель во время обследования руководит разнообразной самостоятельной деятельностью детей и дает логопеду данные о некоторых особенностях речи, общего развития, поведения, состояния здоровья ребенка и т. д. Данные первичного обследования фиксируются в журнале состояния речевого развития детей.
После первичного (фронтального) обследования в группах учитель-логопед отбирает детей, нуждающихся в логопедических занятиях, и обследует их вторично, более тщательно и углубленно. Зачисление детей на логопедический пункт происходит по решению ППк.
Результаты логопедического мониторинга заносятся в Диагностическую карту.
По результатам мониторинга учитель – логопед определяет уровень речевого развития
Инструментарий диагностики уровня речевого развития детей зачисленных в логопункт.
Для качественного анализа особенностей развития речи детей зачисленных в логопункт заполняются Речевые карты.
По результатам входящей диагностики составляются Индивидуальные планы коррекционно-логопедической работы для детей, зачисленных на логопункт
Результативность логопедической работы отслеживается через мониторинговые (диагностические) исследования. Для отслеживания динамики речевого развития и результатов логопедической работы был разработан Лист динамического наблюдения
Динамика коррекции звукопроизношения каждого ребенка отмечается в Экране звукопроизношения.
|