Система Orphus



Роль оздоровительной гимнастики после дневного сна

Подготовила: воспитатель 1 категории Филина Г.Е.

Если нельзя вырастить ребенка, чтобы он

совсем не болел, то, во всяком случае,

поддерживать у него высокий уровень здоровья вполне возможно.

Н. М. Амосов

Здоровье - это естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений, это возможность оптимально выполнять адекватные возрасту биологические и социальные функции.

Для того чтобы совместно укреплять здоровье ребенка, необходимо четко знать: возрастные особенности физиологии детского организма на каждом этапе его развития и те мероприятия, необходимые для поддержания и улучшения его здоровья.

Основная цель гимнастики после дневного сна – поднять настроение и мышечный тонус детей с помощью контрастных воздушных ванн и физических упражнений.

Оздоровительную гимнастику после дневного сна мы проводим с детьми в течение учебного года ежедневно. Мы отобрали различные виды гимнастики, которые на наш взгляд наиболее соответствуют возрастным возможностям и особенностям детей.

Среди них игровая гимнастика после сна:

  • разминка в постели и самомассаж;
  • пробежки по массажным дорожкам для профилактики плоскостопия;
  • упражнения для профилактики нарушений осанки спины.

В комплексы мы включили различные средства оздоровления:

  • Ходьбу босиком в одних трусиках;
  • Дыхательную гимнастику;
  • Самомассаж;
  • Пальчиковую гимнастику;
  • Ходьбу по массажным дорожкам.

Такой вид гимнастики после дневного сна, как гимнастика в постели и самомассаж сразу вызвал положительный отклик детей.

Так как малышам свойственна подражаемость, эмоциональность, впечатлительность, то мы проводим все комплексы на основе сюжетов, в которых присутствуют персонажи, являющиеся образцом подражания.

Предлагаю посмотреть комплекс оздоровительной гимнастики в младшей группе.

Гимнастика в постели направлена на постепенный переход детей ото сна к бодрствованию. Педагог начинает её с уже проснувшимися детьми, остальные присоединяются по мере пробуждения. Гимнастика в постели включает в себя потягивание, поочерёдное поднимание рук и ног,

Проснись дружок, и улыбнись.
Сбоку набок повернись,                (поворачиваются направо, затем налево)
И в зайчишку превратись
Чтобы прыгнуть дальше всех,
Зайка лапки поднял вверх       (тянутся, лёжа на спине, опускают руки вниз).
Потянулся и...прыжок
На спине лежат зайчишки,
Все зайчишки шалунишки:
Ножки дружно все сгибают
По коленкам ударяют.
Вот увидел он лисичку,
Испугался и затих                            (прижать руки к груди, затаить дыхание).

Мы лисичку обхитрим,                  (лежа на спине, движения ногами
На носочках побежим,                            имитирующие бег).
Были вы зайчишками
Станьте ребятишками.

Переход из спальни в групповую комнату мы осуществляем по массажным дорожкам. Проходя по дорожке, дети сопровождают свои действия речью, трогают поверхность дорожки, отмечая качество материалов, из которых они сделаны, а главное, ходьба по массажным дорожкам – это прекрасное средство тренировки мышц стопы.

Умывание после дневного сна

Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.

Водичка-водичка,
Умой (имя ребёнка) личико,
(Имя) кушал кашку,
Испачкал мордашку.
Чтобы (имя) был
Чистым всегда,
Помоги, водичка,
Умыть (имя) личико.

Поскольку у детей дошкольного возраста дыхательные мышцы слабые, то им особенно полезны дыхательные упражнения, которые способствуют полноценному физическому развитию, являются профилактикой заболеваний дыхательной системы. В результате представленного подхода к такому режимному моменту, как оздоровительная гимнастика после дневного сна мы видим:

  • пробуждение проходит безболезненно для ребенка;
  • он легко включается в игровые упражнения;
  • получает положительный эмоциональный настрой;
  • легко приходит к игровой деятельности.

Пальчиковая гимнастика «Зайка»

Под высокой сосной

Скачет зайка смешной.

Под другой сосной

Скачет зайка другой.

Ушки длинные у зайки,

Из кустов они торчат.

Он и прыгает и скачет,

Веселит своих зайчат.

Рука ребёнка поднимается вверх, пальчики растопырены.

Мама из своих пальцев складывает зайку: указательный и средний пальцы направлены вверх, остальные согнуты.

 

То же самое другой рукой.

 

Мама растирает пальчики малышу.

Лёгкие постукивания кончиками пальцев ребёнка по столу.

 

Зайка, зайка, где твой хвост?                           Хлопки

- Вот, вот, вот!                                         Руки за спиной

Зайка, зайка, где твой нос?                     Хлопки

- Вот, вот, вот!                                         Показать нос

Зайка, зайка, лапы где?                                    Хлопки

- Вот, вот, вот!                                         Показать руки

Зайка, зайка, ушки где?                                    Хлопки

- Вот, вот, вот!                                         Показать ушки

Игра «Зайка серенький сидит»

Рассмотрите вместе с ребёнком игрушку-зайчика. Хорошо, если игрушка будет мягкой. Покажите и назовите части тела зайки (голова, уши, лапы, хвост и др.), расскажите, как зайчик передвигается. Попросите ребёнка показать, по возможности назвать части тела животного. Затем можно поиграть в подвижные игры.

Зайка серенький сидит и ушами шевелит.

Вот так, вот так, он ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть,

надо лапочки погреть.

Вот так, вот так, надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять,

надо зайке поскакать.

Вот так, вот так, надо зайке поскакать.

Зайка мишку увидал,

зайка – прыг – и ускакал.

И за маму спрятался.

Обрадовался зайка, что медведь ушёл, стал танцевать.

Заинька, топни ножкой, серенький, топни ножкой.

Вот так, вот так, вот так, топни ножкой!

Заинька, хлоп в ладоши, серенький, хлоп в ладоши.

Вот так, вот так, вот так, хлоп в ладоши!

Заинька, покружись, серенький, покружись.

Вот так, вот так, вот так, покружись!

 
© CopyRight МДБОУ детский сад "Северяночка" пгт.Нижнеангарск, ул. Победы, д. 15, 2012-2024, создание сайта: «Меридиан»