Не на то надо смотреть, где человек родился,
а каковы его нравы, не в какой земле,
а по каким принципам решил он прожить свою жизнь….

Апулей

Социализация и нравственность. Что объединяет эти два понятия и как они связаны с дошкольниками? Нужно ли формировать эти качества у детей и что дадут им эти знания в дальнейшем?  Для начала надо понять, что стоит за этим.

Социализация — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. То есть, социализация это процесс вхождения каждого конкретного человека (индивида) в социальную среду с определенным набором знаний, умений и навыков, который позволяет ему успешно адаптироваться к этой среде и функционировать в ней в качестве полноправного члена общества. Немаловажное значение имеет и то, что человек не просто что то знает и умеет, но и применяет свои знания на практике, то есть активно действует, включается в социальную среду.

Что же такое нравственность? Нравственность — термин, чаще всего употребляющийся в речи и литературе как синоним морали, иногда — этики. В более узком значении нравственность — это внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести и свободной воле.

Таким образом, дав определения, можно ответить на поставленные выше вопросы. Так что же объединяет эти два понятия? Прежде всего, и в том и в другом центром является конкретный человек (индивид), его знания, умения, поступки, его отношения к той или иной ситуации, среда, в которой он обитает, и в которой формируются его взгляды. Возможно ли изменить взгляды взрослого, уже сформировавшегося человека, личности? Почему нашему старшему поколению, чья молодость и зрелость пришлась на 80-е годы, так тяжело приспособиться к нашей действительности? Ведь вроде бы все для них: создали среду, дали знания, давайте, перестраивайтесь. А нет, они продолжают жить прошлым. Потому что нельзя у взрослого сформировавшегося человека – личности полностью поменять его взгляды, суждения, мнения. Подкорректировать  – может быть, а полностью поменять не получиться.  Так что же следует из этого? А то, что именно в  дошкольном возрасте создаются наиболее благоприятные условия для социально - нравственного развития ребенка. Именно  в этот период перестраивается система взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками, виды деятельности усложняются, возникает совместная деятельность. Ребенок пристально присматривается к миру взрослых, начиная выделять в нем взаимоотношения между людьми. Дошкольник постигает мир человеческих отношений, открывает законы, по которым строится взаимодействие людей, то есть нормы поведения. Стремясь стать взрослым, дошкольник подчиняет свои действия общественным нормам и правилам поведения. Вспомним высказывание Плеханова в работе «Карл Маркс о французском материализме XVIII века»: «Если человек черпает все свои ощущения, знания и т. д. из внешнего мира и из опыта, приобретаемого от этого мира, то надо, стало быть, так устроить окружающий его мир, чтобы человек получал из этого мира достойные его впечатления, чтобы он привыкал к истинно человеческим отношениям, чтобы он чувствовал себя человеком».   Именно поэтому, в детском саду, формируется предметно-развивающая среда, а также процесс обучения и воспитания, что бы наши дети смогли как можно больше вынести для себя полезного, не просто что то узнать, но и применить свои знания на практике.

Как подчеркнул немецкий философ Иммануил Кант:  «Нравственность заложена в характере». А характер, как известно формируется в детстве. И только от нас, от взрослых зависит, какими вырастут наши дети, как они смогут социализироваться в обществе, и как сложиться их дальнейшая жизнь.

Подготовила воспитатель Никитина Галина Викторовна

Фотогалерея

Спутник / аналитика

cnt.sputnik.ru

Кто на сайте?

Сейчас на сайте 313 гостей и ни одного пользователя

Погода

booked.net

О персональных данных

В целях исполнения закона Российской Федерации от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ "О персональных данных" обрабатываемые персональные данные субъектов персональных данных, размещаются с их письменного согласия.

© 2013, МБДОУ ясли - сад «Подснежник» комбинированного вида