Консультация для родителей.
Реализация образовательного процесса детей старшего дошкольного возраста в форме тематических образовательных проектов.
Авторы, исследователи, педагоги, по - разному определяют проект в ДОУ. Например, Н. Е. Веракса под проектной деятельностью понимает сложноорганизованный процесс, предполагающий не частные изменение в методике проведения отдельных занятий, а системные преобразования всего учебного и воспитательного процесса. Проектная деятельность, по его мнению, предполагает различные формы активности детей, логично взаимосвязанные разными этапами реализации замысла, поэтому она выходит за пределы традиционной сетке занятий в детском саду.
Н. А. Виноградова определяет метод проектов как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, как способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной цели.
А. А. Сагадеева под методом проектов понимает совокупность учебно - познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся с обязательной презентацией этих результатах.
Суть метода проектов - стимулировать интерес детей к определённым проблемам, предполагающим владением некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний.
Л. В. Михайлова - Свирская под тематическим образовательном проектом подразумевает отрезок жизни группы детей, в течение которого дети вместе со взрослыми совершают увлекательную поисково - познавательную творческую работу. Эта работа основана на инициативной, активной реализации интересов, потребностей и возможностей детей.
Образовательный проект требует такой организации педагогической работы, таких форм поддержки инициатив детей, которые позволят детям самостоятельно получить ответы на имеющиеся у них вопросы в процессе разнообразных детских деятельностей.
Проект разнообразную детскую деятельность. Основными её формами будут совместно со взрослыми (педагогами, родителями, приглашенными гостями). Деятельность и самостоятельная деятельность. Виды детской деятельности - познавательно - исследовательско, продуктивная, коммуникативная, игровая, конструктивная, музыкальная, речевая. Но для того, что бы мотивировать детей к этой деятельности, заинтересовать их темой, необходимо организовать "точку удивления", имеющую непосредственный выход на детскую деятельность и подпитывающую детскую любознательность.
Итак, отправной точкой для реализации любого проекта является непосредственный интерес детей - либо возникший спонтанно, в ответ на какую - либо жизненную ситуацию, либо спровоцированный воспитателем. Этот возникший у детей интерес подталкивает их на проявление инициативы, которая даёт начало проекту. Таким образом, первой частью тематического образовательного проекта будет организация, "точки удивления", возбуждающий интерес детей и создающий мотивацию для познавательной активности.
Поэтому реализацию проекта мы можем начать:
- с тщательно продуманной познавательно исследовательской деятельности - в виде системы наблюдений и элементарных опытов, которые позволят заинтересовать детей темой нашего проекта;
- создание зрительного ряда в виде фото иллюстраций, интересно изданных книг для детей, просмотра мультфильмов или видеофильмов;
- чтение детям художественной и познавательной литературы;
- рассказа воспитателя о событии поразившем его воображение;
- рассказа ребёнка о происшедшем с ним событии.
В заключение первой части проекта мы записываем все вопросы детей на которые они хотят получить ответы.
Поддерживая возникший интерес детей, мы совместно с ними, а также с привлечением родителей планируем возможные формы образовательного процесса в ходе реализации проекта. Планирование - это вторая часть тематического образовательного проекта. Важно, чтобы форма образовательной деятельности позволили детям самостоятельно, минимально педагогической поддержкой получить ответы на возникшие у них вопросы. Такими формами могут быть:
В блоке совместной деятельности взрослых и детей:
- Непосредственное наблюдение за объектами, связанными с темой проекта.
- Рассказы воспитателя.
- Создание коллекций (растений, игрушек, фотоиллюстраций, картинок).
- Беседы с детьми.
- Разнообразная продуктивная деятельность детей - лепка, аппликация, рисование, творческое конструирование.
- Чтение художественной и познавательной литературы, в том числе народных сказок, использование русского фольклора (потешки, поговорки, загадки).
- Речевое творчество - придумывание сказок, фантастических историй.
- Конкурс плакатов по теме проекта.
- Разнообразные игры - дидактические и сюжетно дидактические, сюжетно - ролевые, в которых воспитатель учувствует как равноправный партнер, подвижные.
В блоке самостоятельной деятельности детей:
- Сюжетно - ролевые игры, связанные с темой образовательного проекта.
- Театрализованные игры.
- Самостоятельная творческая продуктивная деятельность.
- Самостоятельные наблюдения с последующей презентацией их результатов.
В блоке взаимодействия с семьями детей:
- Совместные детско - родительские проекты. Презентация проектов - как в виде их непосредственных результатов, так и в виде фото и видео репортажей (документального подтверждения полученных результатах).
- Создание фотоальбомов, стенгазет, с фотографиями из семейных архивов.
- Конкурсы детских и детско - родительских подделок на "цветочную" тему: рисунки, аппликации, вышивки, бисероплетение, подделки, выполненные в любых техниках и из любых материалов.
Все эти формы образовательной работы объединяются в третей части проекта - реализаций мероприятий.
Обязательной частью проекта должно стать взаимодействие с семьями детей. Участие взрослых познавательно - исследовательской деятельности детей не исчерпывается только воспитателем, другими педагогами. Необходимо привлечь к этому родителей. для этого можно приготовить информационные листки, постараться вручить их каждой семье на кануне выходных, предваряющих нашу тематическую неделю и тематический образовательный проект.
Вручая информационные листки родителям, воспитатель находит время для того, что бы поговорить с некоторыми из них - наиболее открытыми к общению, совместной деятельности, откликающимися на просьбы воспитателя. Таким родителям мы предлагаем вместе с ребёнком реализовывать свой собственный проект (по исследованию различных объектов окружающего мира, изучению явления природы и социальной жизни), руководствуясь при этом интересами и увлечениями родителей. Важно, что бы детско - родительский проект имел осязаемый результат - оформленный альбом, стенгазета, плакат, слайды, отснятый видеофильм, рисунки и подделки, выращенные растения и т. п.
Необходимо помнить, что проект должен завершится итоговым мероприятием - интегрированным развлечением, на котором все участники смогут презентовать свои результаты в реализации общего проекта. Это последние, пятая часть проекта.
Важно также помнить, что главные активности взрослых (педагогов, родителей) при реализации тематического образовательного проекта распространяются, прежде всего , на создание развевающей предметно - пространственной среды, передачу детям знаний в процессе совместной партнерской деятельности, а так же всемирную поддержку детской инициативы и самостоятельности и создание условий для самостоятельной творческой деятельности.
Подготовила воспитатель Аверкина Галина Петровна.