|
|
Обучение должностных лиц
Педсоветы
Консультации для педагогов
Семинар-практикум «Предметно-пространственная развивающая среда МБДОУ в соответствии ФГОС»
Семинар-практикум «Предметно-пространственная развивающая среда МБДОУ в соответствии ФГОС»
Цель: выявить и обобщить знания педагогов о создании предметно – развивающей среде в группах в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
Подготовка к семинару-практикуму:
- Создание презентаций «Предметно-пространственная среда в ДОУ» в электронном виде:
- 1 младшая группа – Жданова Н.Ю.
- 2 младшая группа – Амирова А.Э.
- Средняя группа – Фильманович Е.Н.
- Старшая группа – Фролова С.Н.
- Разновозрастная группа – Тельнова Г.Е.
- Оформление зала к семинару-практикуму: (2 столика для двух команд, где поставлено равное количество стульев, имеется название команды «Эрудит» - «Мыслитель») подготовлено табло для выставления баллов за правильный ответ.
План семинара - практикума
- Введение в тему: Презентация «Требования к развивающей предметно-пространственной среде в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» Зав.МБДОУ Барбас Е.Я.
- Анализ анкетирования «Создание предметно-развивающей среды в ДОУ»
- Презентации педагогов «ППРС в группах детского сада»
- Деловая игра – викторина «Мы, играя, проверяем, что умеем и что знаем»
- Рекомендации
Ход семинара – практикума
Педагоги выбирают места за столиками, не зная, что создают команду единомышленников (за 2 столиками равное количество мест и уже есть название команды). Выбирается капитан команды. На табло
- Введение в тему.
«Требования к развивающей предметно-пространственной среде в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» «Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира…Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди нее ребенок будет жить – развиваться собственной самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от природы…» Е.И. Тихеева «Предметно развивающая среда – это система материальных объектов деятельности ребёнка, содержание его духовного и физического развития, это единство социальных и предметных средств» С.Л.Новоселова
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
- Письмо Минобразования РФ от17.05.1995 № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях» (Текст документа по состоянию на июль 2011 года)
- Письмо Минобразования РФ от 15 марта 2004 г. № 03-51-46ин/14-03 «Примерные требования к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье»
- Федеральный закон РФ от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (в ред. Федерального закона от 28.07.2012 № 139-ФЗ)
- Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»
- Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Зарегистрирован в Минюсте РФ от 14 ноября 2013 г. № 30384
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
В самом широком (социальном) контексте развивающая образовательная среда представляет собой любое социокультурное пространство, в рамках которого стихийно или с различной степенью организованности осуществляется процесс развития личности, понимаемый как социализация. С позиций психологического контекста, по мнению Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина и др., развивающая среда — это определенным образом упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее обучение. В дошкольной педагогике под термином «развивающая среда» понимается «комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эргономических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых» Цель создания развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении — обеспечение жизненно важных потребностей формирующейся личности: витальных, социальных, духовных. Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие. Функция педагога заключается в том, чтобы, используя предметно - развивающую среду и ее средства, помочь ребенку обнаружить в себе и развивать то, что присуще ребенку. Поэтому особое внимание в детском саду уделяется конструированию среды, в которой происходит обучение и саморазвитие творческой активности дошкольника.Цель воспитателя: сконструировать многоуровневую многофукциональную предметно – развивающую среду для осуществления процесса развития творческой личности воспитанника на каждом из этапов его развития в дошкольном учреждении. ФГОС дошкольного образования Требования к развивающей предметно-пространственной среде3.3.1. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала Организации…3.3.2. Развивающая предметно-пространственная среда Организации (группы, участка) должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. Требования к развивающей предметно-пространственной среде 3.3.3. Развивающая предметно-пространственная среда…должна обеспечивать:реализацию различных образовательных программ;в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия;учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;учет возрастных особенностей детей;3.3.4. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. НАСЫЩЕННОСТЬ СРЕДЫ 1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы);Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;возможность самовыражения детей. ТРАНСФОРМИРУЕМОСТЬ 2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей. ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ 3) Полифункциональность материалов предполагает:возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;наличие в Организации полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре). ВАРИАТИВНОСТЬ 4) Вариативность среды предполагает:наличие в Организации различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей. ДОСТУПНОСТЬ 5) Доступность среды предполагает: доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования. БЕЗОПАСНОСТЬ 6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования. Функции предметно-пространственной среды Информационная – каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта. Стимулирующая – должна быть мобильной и динамичной. В ее организации педагогу необходимо учитывать «зону ближайшего развития», возрастные, индивидуальные особенности ребенка, его потребности, стремления и способности. Развивающая – сочетание традиционных и новых, необычных компонентов, что обеспечивает преемственность развития деятельности от простых ее форм к более сложным. Предметно – развивающая среда в детском саду должна:
- Иметь привлекательный вид;
- Выступать в роли естественного фона жизни ребенка;
- Снимать утомляемость;
- Положительно влиять на эмоциональное состояние;
- Помогать ребенку индивидуально познавать окружающий мир;
- Давать возможность ребенку заниматься самостоятельной деятельностью.
Показатели оценки развивающей среды:
- Положительное эмоциональное ощущение ребенка в группе;
- Отсутствие конфликтов среди детей;
- Наличие продуктов детской деятельности;
- Динамика развития ребенка;
- Невысокий уровень шума.
Предметно – развивающая среда должна ориентироваться на «зону ближайшего развития»: Содержать предметы и материалы известные детям, для самостоятельной деятельности, а также для деятельности со сверстниками;Предметы и материалы, которыми дети будут овладевать в совместной деятельности с педагогом;Совсем незнакомые предметы и материалы. Для конструирования предметно – развивающей среды в ДОУ использованы следующие принципы: информативности, предусматривающей разнообразие тематики материалов и оборудования и активности воспитанников во взаимодействии с предметным окружением;
вариативности, определяющейся видом дошкольного образовательного учреждения, содержанием воспитания, культурными и художественными традициями, климатогеографическими особенностями;
полифункциональности, предусматривающей обеспечение всех составляющих образовательного процесса и возможность разнообразного использования различных составляющих предметно – развивающей среды;
педагогической целесообразности, позволяющей предусмотреть необходимость и достаточность наполнения предметно – развивающей среды, а также обеспечить возможность самовыражения воспитанников, индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка;
трансформируемости, обеспечивающей важность изменений предметно – развивающей среды, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию организованного пространства. Развивающая предметно-пространственная среда рассматривается как система условий, обеспечивающих всю полноту развития деятельности ребенка и его личности; включает обстановку, объекты и материалы различного функционального значения; позволяет педагогу решать конкретные образовательные задачи, вовлекая детей в процесс познания и усвоения навыков и умений, обеспечивая максимальный психологический комфорт для каждого ребенка Таким образом, развивающая среда – это организованное социокультурное и педагогическое пространство, в рамках которого структурируются несколько взаимосвязанных подпространств, создающих наиболее благоприятные условия для развития и саморазвития каждого включенного в нее субъекта.
Образовательная система выполняет жизненно важную функцию, а именно функцию помощи и поддержки при вхождении воспитанников в мир социального опыта. Если бы не было педагогов, то культура человечества регрессировала бы, его поступательное развитие остановилось. Одним из необходимых условий в обучении и воспитании становится создание развивающего пространства в ДОУ.
Деловая игра «Мы играя проверяем, что умеем и что знаем»
Цель: Оценить и закрепить знания педагогов по заявленной теме: «Предметно- пространственная развивающая среда ДОУ в соответствии ФГОС».
1 задание «Разминка»
1 команда:
Вопрос: Какие принципы в построении среды учитываются?
Ответ: Принципы: информативности, вариативности, полифункциональности, педагогической целесообразности, трансформируемости, доступности.
2 команда:
Вопрос: Как вы понимаете полифункциональность и трансформируемость?
Ответ: Полифункциональность среды позволяет разнообразно использовать различные составляющие предметно-развивающей среды, открывает возможности каждому ребенку найти занятие по душе, попробовать свои силы в разных областях исследовательской деятельности, взаимодействовать с взрослыми и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки.
Трансформируемость помогает изменять среду по ситуации, выносить на первый план ту или иную функцию пространства в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей детей, задач основной общеобразовательной программы учреждения.
2 задание
Командам раздаются листочки с заданиями.
Нужно вписать слова по смыслу, которых не достаёт в тексте. Речь пойдёт об особенностях ППР среды.
1 команда:
- Для детей младшего дошкольного возраста – достаточно большое пространство в группе для удовлетворения потребности в ………………
- Организация жизни и воспитание детей пятого года жизни направлены на дальнейшее развитие умения……………………………………………………, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию.(Средняя группа)
- В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие ………………… сфер личности. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя ………………. среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение.
Ответы:
1. Для детей этого возраста – достаточно большое пространство в группе для удовлетворения потребности в двигательной активности.
- Организация жизни и воспитание детей пятого года жизни направлены на дальнейшее развитие умения понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию.
- В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя старшими среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение.
2 команда:
- (Младший дошкольный возраст). Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с ………… и со ………….., понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения.
- Предметно-развивающая среда средней группы организуется с учётом возможностей для детей играть и заниматься …………………………………………………….. Пособия и игрушки располагаются так, чтобы не мешать их свободному перемещению. Необходимо предусмотреть место для временного ……………………………….. дошкольника, где он может подумать, помечтать.
- Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься ………………. делом. Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам (конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность; экспериментирование). Обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие ……………..деятельность , развивающие игры, технические устройства и игрушки и т. д. Широко используются материалы, побуждающие детей к освоению грамоты.
Ответ: 1.Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения.
2. Предметно-развивающая среда группы организуется с учётом возможностей для детей играть и заниматься отдельными подгруппами. Пособия и игрушки располагаются так, чтобы не мешать их свободному перемещению. Необходимо предусмотреть место для временного уединения дошкольника, где он может подумать, помечтать.
3. Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам (конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность; экспериментирование). Обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки и т. д. Широко используются материалы, побуждающие детей к освоению грамоты.
3 задание
1 команда: При проектировании предметно-развивающей среды в группе необходимо выделять следующие основные составляющие:
- _____________
- _____________
- _____________
Ответ: При проектировании предметно-развивающей среды в группе необходимо выделять следующие основные составляющие:
- пространство;
- время;
- предметное окружение.
2 команда:
Такое проектирование среды, в отличие от перечисления содержания предметной составляющей среды, показывает её влияние на развитие ребенка. Проектирование среды с использованием таких составляющих, позволяет представить все особенности жизнедеятельности ребенка в среде. Успешность влияния развивающей среды на ребенка обусловлена его активностью в этой среде. Вся организация педагогического процесса предполагает свободу передвижения ребенка. В среде необходимо выделить следующие зоны для разного рода видов активности:
1 -
2 -
3 -
Ответ:
1 - рабочая
2 - активная
3 - спокойная
Подведение итогов игры.
Ведущая - Главной задачей воспитания дошкольников являются создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. В детском саду ребёнку важно чувствовать себя любимым и неповторимым. Поэтому важным является и среда, в которой проходит воспитательный процесс
Организация развивающей предметно-пространственной среды ДОУ
Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС)
По концепции С. Л. Новоселовой: «Развивающая предметная среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально модернизирующая содержание развития его духовного и физического облика».
Развивающая предметно-пространственная среда должна:
обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
Своеобразной визитной карточкой образовательного учреждения является, конечно же, вестибюль, которые являются неотъемлемой составляющей образовательного пространства дошкольного детства.
Создавая предметно-пространственную развивающую среду необходимо помнить: среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
Требования к развивающей предметно-пространственной среде
Развивающая предметно-пространственная среда групп организуется таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. Все групповые помещения соответствуют требованиям к развивающей предметно-пространственной среде, т. к. среда должна быть :
- содержательно-насыщенной,
- трансформируемой,
- полифункциональной,
- вариативной,
- доступной,
- безопасной.
Таким образом правильно организованная предметно-развивающая среда позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а именно это лежит в основе развивающего обучения
|
«Комплексно-тематический принцип моделирования и планирования образовательного процесса в ДОУ»
Консультация для педагогов
«Комплексно-тематический принцип моделирования и планирования образовательного процесса в ДОУ»
Зав.МБДОУ «Северяночка» Е.Я.Барбас
Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогический работник (воспитатель) – это физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и организации образовательной деятельности.
На основании ст.48 Закона №273-ФЗ педагогические работники обязаны осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объёме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины в соответствии с утвержденной рабочей программой.
Основные структурные элементы рабочей программы педагога:
Сегодня более подробно остановимся на структуре календарно-тематического плана.
С введением в действие ФГОС ДО преобразуется сама организация образовательного процесса, что, естественно предполагает необходимость пересмотра и формы планирования. У каждого воспитателя своё видение этого процесса. Выбор формы планирования крайне важен не только потому, чтобы он был удобен для воспитателя, но и чтобы он стал эффективным для организации образовательного процесса в целом.
Планирование – это заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления воспитательно – образовательной работы с указанием необходимых условий, используемых средств, форм и методов. От того, насколько продумано, грамотно осуществлено планирование, зависит эффективность воспитательно – образовательной работы в целом.
Планирование воспитательной работы основывается на сотрудничестве педагога, детского коллектива и родителей, на осмыслении ими целей и своих задач в совместной деятельности, на желании сделать жизнь в детском саду интересной, полезной, творческой.
Календарный план является основным документом в работе с детьми, предусматривающий планирование всех видов деятельности детей и соответствующих им форм работы на каждый день. Без этого документа воспитатель не имеет права приступать к работе. Составление воспитателем и перспективного, и календарного планов позволяет избежать многих недостатков планирования, но перегружает воспитателей, так как в этом случае им приходится вести два плана.
Соответственно, актуальной формой планирования является перспективная календарно – тематическая модель: часть работы планируется на месяц, а конкретное содержание – на каждый день. Основой данного вида планирования является Модель комплексно-тематического планирования воспитательно-образовательного процесса (прилагается)
Перспективно-календарное планирование предусматривает:
- Взаимосвязь основных видов деятельности детей (игра, труд, обучение и др.)
- Реализацию принципов последовательности и систематичности в решении воспитательных и образовательных задач на месяц.
- Преемственность задач по всем разделам программы определенной возрастной группы.
- Систему индивидуальной работы с конкретными детьми – непосредственно после проведенного занятия, игры, труда.
- Запись наблюдений в план накануне или в тот же день.
При использовании такого вида написания плана следует определить дни проведения итоговых занятий, бесед, экскурсий, комплексных занятий в соответствие с выбранными темами
Ну, а в целом, данное планирование экономит силы и время педагога, позволяя выстроить и увидеть целостную картину воспитательно-образовательной работы с детьми в ДОУ, что особенно важно при тематическом планировании на год, интеграции образовательных областей, осуществлении проектов, экспериментально – исследовательской деятельности детей и модульного принципа работы.
Технология разработки календарных планов
- Оформление плана должно соответствовать эстетическим требованиям, так как это визитная карточка ДОУ.
- Учитывать соотношение нагрузки детей: эмоциональной; интеллектуальной; физической.
- Соответствие программно-методическому обеспечению.
- Включать все виды деятельности.
Существуют следующие принципы планирования воспитательно-образовательной работы с детьми:
-
Должен быть определен оптимальный вариант учебной нагрузки детей. Недопустима информационная перегрузка. Существуют четкие рамки содержания (стандарт).
-
Должны быть учтены медико-гигиенические требования к последовательности, длительности, особенностям проведения различных режимных процессов.
-
Учтены местные региональные особенности (климат, природные условия).
-
Учтены время года и погодные условия.
-
Предусматривайте в плане чередования организованной и самостоятельной деятельности детей. Свободная деятельность должна составлять не менее 40% от объема регламентированной деятельности, в том числе на воздухе 3—4 часа в течение дня в зависимости от времени года. Обязательное выделение времени для свободной игры в детском саду.
-
Учет уровня развития детей. Использование результатов наблюдений для оптимизации образовательного процесса, планирования индивидуальной работы с каждым ребенком.
-
Непременная взаимосвязь процесса воспитания, обучения и развития.
-
Регулярность, последовательность, повторность воспитательных воздействий.
-
Включение элементов деятельности, способствующих эмоциональной разрядке, создающих у ребят радостное настроение, доставляющих им удовольствие. Учет эффектов «начала и конца» при распределении их в течение недели.
-
Планируемая деятельность не навязывается детям искусственно, а обязательно соответствующим образом мотивируется. Дети должны испытывать потребность заняться чем-либо, захотеть понять, для чего им это надо.
-
Следует предусмотреть разнообразие предлагаемой деятельности, чтобы способствовать максимально возможному раскрытию потенциала каждого малыша.
-
В планируемой педагогом деятельности с детьми должны просматриваться решаемые ДОУ годовые задачи.
-
Должна быть прослежена работа с родителями.
ПРЕИМУЩЕСТВА КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО КАЛЕНДАРНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ
Тематическое изучение программы детьми
- задает деловой ритм жизни дошкольного учреждения, структурирует работу персонала, организует и наполняет особым содержанием каждый рабочий день
- способствует формированию у детей отчетливых представлений о разных сферах окружающей действительности, о системных связях и зависимостях между объектами – так постепенно в их сознании складывается целостная картина мира
- позволяет ощутить детям реальную «включенность» в совместную с взрослыми жизнь, создать атмосферу совместного проживания интересных дел, ожидания значимых событий и подготовки к ним, тех радостных перспектив - «завтрашней радости» (А.С. Макаренко), которые «заряжают» ребенка позитивной энергией созидания и творческой активности
- создает условия объединения усилий семьи и детского сада, выстраивания единой стратегии и единых подходов в воспитании каждого ребенка, используя все многообразие форм и методов работы с родителями
- позволяет сделать «Родительский уголок» действенным средством вовлечения родителей в образовательный процесс, по настоящему содержательным, отражающим перспективы работы с детьми, успехи и проблемы
- направляет усилия педагогического коллектива на создание системы программно-методических средств, обеспечивающих педагогов необходимыми материалами и оборудованием в процессе освоения основной общеобразовательной программы
- позволяет осуществлять непрерывный мониторинг освоения каждой темы детьми совместно с родителями воспитанников и организовывать индивидуально-дифференцированную работу с детьми в ДОУ и семье в «зоне ближайшего развития детей»
То есть планирование должно отражать четыре стороны педагогической работы:
-
Организованное обучение (система фронтальных или подгрупповых занятий в соответствии с программой и сеткой занятий).
-
Совместная деятельность взрослых и детей.
-
Планирование самостоятельной деятельности детей.
-
Взаимодействие с родителями/ социальными партнерами
Основные направления, планируемые на месяц должны реализовывать развитие детей по всем образовательным областям:
-
Социально-коммуникативное развитие;
-
Познавательное развитие;
-
Речевое развитие;
-
Художественно-эстетическое развитие;
-
Физическое развитие.
Виды деятельности и формы работы
|
Образовательные области
|
Социально- комму-никативное развитие
|
Познава- тельное развитие;
|
Речевое развитие
|
Художест-венно- эстетическое развитие;
|
Физическое развитие.
|
Сюжетно-ролевые игры
|
ежедневно
|
ежедневно
|
ежедневно
|
|
|
Театрализованная деятельность
|
ежедневно
|
|
ежедневно
|
ежедневно
|
|
Дидактические игры
|
ежедневно
|
ежедневно
|
|
|
|
Подвижные игры
|
ежедневно
|
|
|
|
ежедневно
|
Целевые прогулки
|
|
1 раз в неделю
|
|
|
|
Наблюдения
|
ежедневно
|
ежедневно
|
|
|
|
Познавательноисследовательская деятельность
|
|
ежедневно
|
|
|
|
Чтение, рассказывание
|
ежедневно
|
|
ежедневно
|
|
|
Рассматривание иллюстраций
|
ежедневно
|
ежедневно
|
|
|
|
Работа со стихотворениями
|
|
|
1 раз в неделю
|
1 раз в неделю
|
|
Коммуникативная деятельность
|
ежедневно
|
ежедневно
|
ежедневно
|
|
|
Художественная деятельность
|
|
1 раз в неделю
|
|
1 раз в неделю
|
|
Продуктивная деятельность
|
|
ежедневно
|
|
ежедневно
|
|
Двигательная деятельность
|
ежедневно
|
ежедневно
|
|
ежедневно
|
ежедневно
|
Трудовая деятельность
|
ежедневно
|
|
|
|
|
Форма планирования образовательного процесса педагогами ДОУ
Тема:_____________________________________________________________
Цель:_____________________________________________________________
Название итогового мероприятия:_____________________________________
Форма итогового мероприятия________________________________________
Срок проведения___________________________________________________
День недели
/ дата
|
Совместная деятельность взрослых и детей
с учетом интеграции образовательных областей
|
Самостоятельная образовательная деятельность
|
Организация развивающей среды для самостоятельн
деятельности детей (центры активности, все помещения группы)
|
Специально организованная деятельность
|
Образоват. деят-ть в режимных моментах
|
Групповая, подгрупповая
|
Индивиду-альная
|
|
НОД: занятия, игры, беседы, проектная деятельность и др.
|
По результатам проведенных НОД
|
Наблюдение, экспериментирование, развивающие игры, беседы, создание коллекций, проектная деятельность (Закрепление темы)
|
Игры, опыты, экспериментальная деятельность, самостоятельная деятельность детей в различных центрах
|
|
Методические рекомендации к комплексно-тематическому планированию
Организованная образовательная деятельность
|
- игры
- дидактические, дидактические с элементами движения,
- сюжетно-ролевые, подвижные,
- психологические, музыкальные,
- хороводные, театрализованные
- игры-драматизации,
- игры на прогулке, подвижные игры имитационного характера
|
просмотр и обсуждение мультфильмов, видеофильмов, телепередач;
|
чтение и обсуждение программных произведений разных жанров, чтение, рассматривание и обсуждение познавательных и художественных книг, детских иллюстрированных энциклопедий;
|
создание ситуаций педагогических, морального выбора; беседы социально-нравственного содержания, специальные рассказы воспитателя детям об интересных фактах и событиях, о выходе из трудных житейских ситуаций, ситуативные разговоры с детьми;
|
наблюдения за трудом взрослых, за природой, на прогулке; сезонные наблюдения;
|
изготовление предметов для игр, познавательно-исследовательской деятельности; создание макетов, коллекций и их оформление, изготовление украшений для группового помещения к праздникам, сувениров; украшение предметов для личного пользования;
|
проектная деятельность, познавательно-исследовательская деятельность, экспериментирование, конструирование;
|
оформление выставок работ народных мастеров, произведений декоративно-прикладного искусства, книг с иллюстрациями, репродукций произведений живописи и пр.; тематических выставок (по временам года, настроению и др.), выставок детского творчества, уголков природы;
|
инсценирование и драматизация отрывков из сказок, разучивание стихотворений, развитие артистических способностей в подвижных играх имитационного характера;
|
рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок, иллюстраций к знакомым сказкам и потешкам, игрушек, эстетически привлекательных предметов (деревьев, цветов, предметов быта и пр.), произведений искусства (народного, декоративно-прикладного, изобразительного, книжной графики и пр.), обсуждение средств выразительности;
|
продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, художественный труд) по замыслу, на темы народных потешек, по мотивам знакомых стихов и сказок, под музыку, на тему прочитанного или просмотренного произведения; рисование иллюстраций к художественным произведениям; рисование, лепка сказочных животных; творческие задания, рисование иллюстраций к прослушанным музыкальным произведениям;
|
слушание и обсуждение народной, классической, детской музыки, дидактические игры, связанные с восприятием музыки;
|
подыгрывание на музыкальных инструментах, оркестр детских музыкaльныx инструментов;
|
пение, совместное пение, упражнения на развитие голосового аппарата, артикуляции, певческого голоса, беседы по содержанию песни (ответы на вопросы), драматизация песен;
|
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов |
танцы, показ взрослым танцевальных и плясовых музыкально-ритмических движений, показ ребенком плясовых движений, совместные действия детей, совместное составление плясок под народные мелодии, хороводы;
физкультурные занятия игровые, сюжетные, тематические (с одним видом физических упражнений), комплексные (с элементами развития речи, математики, конструирования), контрольно-диагностические, учебно-тренирующего характера, физкультминутки; игры и упражнения под тексты стихотворений, потешек, народных песенок, авторских стихотворений, считалок; сюжетные физкультурные занятия на темы прочитанных сказок, потешек; ритмическая гимнастика, игры и упражнения под музыку, игровые беседы с элементами движений
|
физическое развитие: комплексы закаливающих процедур (оздоровительные прогулки, мытье рук прохладной водой перед каждым приемом пищи, полоскание рта и горла после еды, воздушные ванны, ходьба босиком по ребристым дорожкам до и после сна, контрастные ножные ванны), утренняя гимнастика, упражнения и подвижные игры во второй половине дня;
|
социально личностное развитие: ситуативные беседы при проведении режимных моментов, подчеркивание их пользы; развитие трудовых навыков через поручения и задания, дежурства, навыки самообслуживания; помощь взрослым; участие детей на расстановке и уборке инвентаря и оборудования для занятий, в построении конструкций для подвижных игр и упражнений (из мягких блоков, спортивного оборудования); формирование навыков безопасного поведения при проведении режимных моментов;
|
познавательно речевое развитие: создание речевой развивающей среды; свободные диалоги с детьми в играх, наблюдениях, при восприятии картин, иллюстраций, мультфильмов; ситуативные разговоры с детьми; называние трудовых действий и гигиенических процедур, поощрение речевой активности детей; обсуждения (пользы закаливания, занятий физической культурой, гигиенических процедур);
|
художественно эстетическое развитие: использование музыки в повседневной жизни детей, в игре, в досуговой деятельности, на прогулке, в изобразительной деятельности, при проведении утренней гимнастики, привлечение внимания детей к разнообразным звукам в окружающем мире, к оформлению помещения, привлекательности оборудования, красоте и чистоте окружающих помещений, предметов, игрушек.
|
Самостоятельная деятельность детей
|
физическое развитие: самостоятельные подвижные игры, игры на свежем воздухе, спортивные игры и занятия (катание на санках, лыжах, велосипеде и пр.);
|
социально личностное развитие: индивидуальные игры, совместные игры, все виды самостоятельной деятельности, предполагающие общение со сверстниками;
|
познавательно речевое развитие: самостоятельное чтение детьми коротких стихотворений, самостоятельные игры по мотивам художественных произведений, самостоятельная работа в уголке книги, в уголке театра, сюжетно-ролевые игры, рассматривание книг и картинок; самостоятельное раскрашивание «умных раскрасок», развивающие настольно-печатные игры, игры на прогулке, автодидактические игры (развивающие пазлы, рамки-вкладыши, парные картинки);
художественно эстетическое развитие: предоставление детям возможности самостоятельно рисовать, лепить, конструировать (преимущественно во второй половине дня), рассматривать репродукции картин, иллюстрации, музицировать (пение, танцы), играть на детских музыкальных инструментах·(бубен, барабан, колокольчик и пр.), слушать музыку.
|
План работы с родителями
Содержание работы с родителями планируется на месяц или неделю. Следует указать, в какие дни и что будет сделано каждым воспитателем группы, и какие общесадовские мероприятия будут проведены. Причем писать надо не только те мероприятия, которые проводятся воспитателем, но и специалистами, работающими на этой группе. Вне зависимости от того, кто проводит занятия, организатором его будет в любом случае воспитатель.
Работа может быть расписана в различных формах проведения:
-
родительские собрания,
-
консультации (индивидуальные, групповые),
-
семинары-практикумы,
-
тематические выставки,
-
эпизодические беседы с родителями,
-
клубы по интересам,
-
совместные праздники,
-
развлечения и досуги,
-
анкетирование,
-
родительские посиделки,
-
экскурсии,
-
туристические походы,
-
участие родителей в общественной жизни группы и прочее.
Сколько мероприятий планировать, это каждый сам определит. Работа в детском саду с родителями должна планироваться в соответствии с годовыми задачами учреждения
Необходимо отметить, что каждому виду детской деятельности соответствуют определенные формы работы с детьми:
Оптимальные формы работы с детьми в разных видах детской деятельности
Вид деятельности
|
Форма работы
|
Двигательная
|
Утренняя гимнастика, подвижные игры с правилами, народные подвижные игры, игровые упражнения, двигательные паузы, спортивные пробежки, соревнования и праздники, эстафеты, физкультурные минутки, занятия в спортивном зале
|
Продуктивная
|
Мастерские по изготовлению предметов детского творчества, творческие проекты эстетического содержания, занятия в изостудии
|
Коммуникативная
|
Беседы, речевые проблемные ситуации, составление рассказов и сказок, творческие пересказы, отгадывание загадок, словесные и настольно-печатные игры с правилами, ситуативные разговоры, сюжетные игры, речевые тренинги
|
Трудовая
|
Поручения (в том числе коллективные), познавательные опыты и задания, дежурства, практико-ориентированные индивидуальные и коллективные проекты, совместный (коллективный)труд
|
Познавательно-исследовательская
|
Наблюдения, экскурсии, решение проблемных ситуаций, опыты, экспериментирование, коллекционирование, моделирование, познавательно-исследовательские проекты, дидактические и конструктивные игры
|
Музыкально-художественная
|
Слушание, исполнение, игра на детских музыкальных инструментах, ритмика и танцы, музыкальные импровизации, музыкально-дидактические и подвижные игры с музыкальным сопровождением, инсценировки, драматизации, занятии я в музыкальном зале
|
Чтение художественной литературы
|
Рассказывание, чтение, обсуждение, разучивание, инсценирование произведений, игры-драматизации, театрализованные игры, различные виды театра (теневой, бибабо, пальчиковый и др.)
|
Игровая
|
Игровые ситуации, игры с правилами (дидактические, подвижные, народные), творческие игры (сюжетные, сюжетно-ролевые, театрализованные, конструктивные)
|
Перспективный план работы воспитателя на месяц может оформляться в любой удобной для конкретного педагога форме: схематично – блочная, цикличная по формам работы и др. и должен быть утверждён заведующей ДОУ.
Модель плана и форма его написания должна быть рассмотрена на педагогическом совете и принято Положение о календарном и перспективном планировании.
Планирование – это творческий и трудоёмкий процесс, но надо помнить, что эффективность образовательного процесса в ДОУ во многом зависит от качества его планирования.
Удачи Всем в нашем благородном деле!
|
Обновлено 12.02.2015 16:32 |
|
|
|