Система Orphus

От заведующей

Обучение должностных лиц

  • Удостоверение о повышении квалификации Барбас Е.Я.
  • Удостоверение о повышении квалификации Быстровой Л.Л.
  • Консультации для педагогов

    Семинар-практикум «Предметно-пространственная развивающая среда МБДОУ в соответствии ФГОС»

    Семинар-практикум
    «Предметно-пространственная развивающая среда МБДОУ в соответствии ФГОС»

    Цель: выявить и обобщить знания педагогов о создании предметно – развивающей среде в группах в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

    Подготовка к семинару-практикуму:

    • Создание презентаций «Предметно-пространственная среда в ДОУ» в электронном виде:
      • 1 младшая группа – Жданова Н.Ю.
      • 2 младшая группа – Амирова А.Э.
      • Средняя группа – Фильманович Е.Н.
      • Старшая группа – Фролова С.Н.
      • Разновозрастная группа – Тельнова Г.Е.
    • Оформление зала к семинару-практикуму: (2 столика для двух команд, где поставлено равное количество стульев, имеется название команды «Эрудит» - «Мыслитель») подготовлено табло для выставления баллов за правильный ответ.

    План семинара - практикума

    1. Введение в тему: Презентация «Требования к развивающей предметно-пространственной среде в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» Зав.МБДОУ  Барбас Е.Я.
    2. Анализ анкетирования «Создание предметно-развивающей среды в ДОУ»
    3. Презентации педагогов «ППРС в группах детского сада»
    4. Деловая игра – викторина «Мы, играя, проверяем, что умеем и что знаем»
    5. Рекомендации

    Ход семинара – практикума

    Педагоги выбирают места за столиками, не зная, что создают команду единомышленников (за 2 столиками равное количество мест и уже есть название команды). Выбирается капитан команды. На табло

    1. Введение в тему.

    «Требования к развивающей предметно-пространственной среде в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
    «Нет такой стороны воспитания, на которую  обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы  в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира…Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди нее ребенок будет жить – развиваться собственной  самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от природы…»         Е.И. Тихеева
    «Предметно развивающая среда – это система материальных объектов деятельности ребёнка, содержание его духовного и физического развития, это единство социальных и предметных средств» С.Л.Новоселова

    НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

    • Письмо Минобразования РФ от17.05.1995 № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях» (Текст документа по состоянию на июль 2011 года)
    • Письмо Минобразования РФ от 15 марта 2004 г. № 03-51-46ин/14-03 «Примерные требования к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье»
    • Федеральный закон РФ от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (в ред. Федерального закона от 28.07.2012 № 139-ФЗ)
    • Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»
    • Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Зарегистрирован в Минюсте РФ от 14 ноября 2013 г. № 30384
    • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»

    В самом широком (социальном) контексте развивающая образовательная среда представляет собой любое социокультурное пространство, в рамках которого стихийно или с различной степенью организованности осуществляется процесс развития личности, понимаемый как социализация.
    С позиций психологического контекста, по мнению Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина и др., развивающая среда — это определенным образом упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее обучение.
    В дошкольной педагогике под термином «развивающая среда» понимается «комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эргономических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых»
    Цель создания развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении — обеспечение жизненно важных потребностей формирующейся личности: витальных, социальных, духовных. Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие.
    Функция педагога заключается в том, чтобы, используя предметно - развивающую среду и ее средства, помочь ребенку обнаружить в себе и развивать то, что присуще ребенку. Поэтому особое внимание в детском саду уделяется конструированию среды, в которой происходит обучение и саморазвитие творческой активности дошкольника.Цель воспитателя: сконструировать многоуровневую многофукциональную предметно – развивающую среду для осуществления процесса развития творческой личности воспитанника на каждом из этапов его развития в дошкольном учреждении.
    ФГОС дошкольного образования
    Требования к развивающей предметно-пространственной среде3.3.1. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала Организации…3.3.2. Развивающая предметно-пространственная среда Организации (группы, участка) должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
    Требования к развивающей предметно-пространственной среде
    3.3.3. Развивающая предметно-пространственная среда…должна обеспечивать:реализацию различных образовательных программ;в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия;учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;учет возрастных особенностей детей;3.3.4. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
    НАСЫЩЕННОСТЬ СРЕДЫ
    1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы);Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;возможность самовыражения детей.
    ТРАНСФОРМИРУЕМОСТЬ
    2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
    ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ
    3) Полифункциональность материалов предполагает:возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;наличие в Организации полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
    ВАРИАТИВНОСТЬ
    4) Вариативность среды предполагает:наличие в Организации различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
    ДОСТУПНОСТЬ
    5) Доступность среды предполагает: доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования.
    БЕЗОПАСНОСТЬ
    6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.
    Функции предметно-пространственной среды
    Информационная – каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта. Стимулирующая – должна быть мобильной и динамичной. В ее организации педагогу необходимо учитывать «зону ближайшего развития», возрастные, индивидуальные особенности ребенка, его потребности, стремления и способности. Развивающая – сочетание традиционных и новых, необычных компонентов, что обеспечивает преемственность развития деятельности от простых ее форм к более сложным.
    Предметно – развивающая среда в детском саду должна:

    • Иметь привлекательный вид;
    • Выступать в роли естественного фона жизни ребенка;
    • Снимать утомляемость;
    • Положительно влиять на эмоциональное состояние;
    • Помогать ребенку индивидуально познавать окружающий мир;
    • Давать возможность ребенку заниматься самостоятельной деятельностью.

    Показатели оценки развивающей среды:

    • Положительное эмоциональное ощущение ребенка в группе;
    • Отсутствие конфликтов среди детей;
    • Наличие продуктов детской деятельности;
    • Динамика развития ребенка;
    • Невысокий уровень шума.

    Предметно – развивающая среда должна ориентироваться на «зону ближайшего развития»:
    Содержать предметы и материалы известные детям, для самостоятельной деятельности, а также для деятельности со сверстниками;Предметы и материалы, которыми дети будут овладевать в совместной деятельности с педагогом;Совсем незнакомые предметы и материалы.
    Для конструирования предметно – развивающей среды в ДОУ использованы следующие принципы:
    информативности, предусматривающей разнообразие тематики материалов и оборудования и активности воспитанников во взаимодействии с предметным окружением;

    вариативности, определяющейся видом дошкольного образовательного учреждения, содержанием воспитания, культурными и художественными традициями, климатогеографическими особенностями;

    полифункциональности, предусматривающей обеспечение всех составляющих образовательного процесса и возможность разнообразного использования различных составляющих предметно – развивающей среды;

    педагогической целесообразности, позволяющей предусмотреть необходимость и достаточность наполнения предметно – развивающей среды, а также обеспечить возможность самовыражения воспитанников, индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка;

    трансформируемости, обеспечивающей важность изменений предметно – развивающей среды, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию организованного пространства.
    Развивающая предметно-пространственная среда
    рассматривается как система условий, обеспечивающих всю полноту развития деятельности ребенка и его личности; включает обстановку, объекты и материалы различного функционального значения; позволяет педагогу решать конкретные образовательные задачи, вовлекая детей в процесс познания и усвоения навыков и умений, обеспечивая максимальный психологический комфорт для каждого ребенка
    Таким образом, развивающая среда – это организованное социокультурное и педагогическое пространство, в рамках которого структурируются несколько взаимосвязанных подпространств, создающих наиболее благоприятные условия для развития и саморазвития каждого включенного в нее субъекта.

    Образовательная система выполняет жизненно важную функцию, а именно функцию помощи и поддержки при вхождении воспитанников в мир социального опыта. Если бы не было педагогов, то культура человечества регрессировала бы, его поступательное развитие остановилось. Одним из необходимых условий в обучении и воспитании становится создание развивающего пространства в ДОУ.

    Деловая игра «Мы играя проверяем, что умеем и что знаем»

    Цель: Оценить и закрепить знания педагогов по заявленной теме: «Предметно- пространственная развивающая среда ДОУ в соответствии ФГОС».

    1 задание «Разминка»

    1 команда:

    Вопрос: Какие принципы в построении среды учитываются?

    Ответ: Принципы: информативности, вариативности, полифункциональности, педагогической целесообразности, трансформируемости, доступности.

    2 команда:

    Вопрос: Как вы понимаете полифункциональность и трансформируемость?

    Ответ: Полифункциональность среды позволяет разнообразно использовать различные составляющие предметно-развивающей среды, открывает возможности каждому ребенку найти занятие по душе, попробовать свои силы в разных областях исследовательской деятельности, взаимодействовать с взрослыми и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки.

    Трансформируемость помогает изменять среду по ситуации, выносить на первый план ту или иную функцию пространства в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей детей, задач основной общеобразовательной программы учреждения.

    2 задание

    Командам раздаются листочки с заданиями.

    Нужно вписать слова по смыслу, которых не достаёт в тексте. Речь пойдёт об особенностях ППР среды.

    1 команда:

    1. Для детей младшего дошкольного возраста – достаточно большое пространство в группе для удовлетворения потребности в ………………
    2. Организация жизни и воспитание детей пятого года жизни направлены на дальнейшее развитие умения……………………………………………………, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию.(Средняя группа)
    3. В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие ………………… сфер личности. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя ………………. среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение.

    Ответы:

    1. Для детей этого возраста – достаточно большое пространство в группе для удовлетворения потребности в двигательной активности.

    1. Организация жизни и воспитание детей пятого года жизни направлены на дальнейшее развитие умения понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию.
    2. В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя старшими среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение.

    2       команда:

    1. (Младший дошкольный возраст). Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с ………… и со ………….., понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения.
    2. Предметно-развивающая среда средней группы организуется с учётом возможностей для детей играть и заниматься …………………………………………………….. Пособия и игрушки располагаются так, чтобы не мешать их свободному перемещению. Необходимо предусмотреть место для временного ……………………………….. дошкольника, где он может подумать, помечтать.
    3. Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься ………………. делом. Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам (конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность; экспериментирование). Обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие  ……………..деятельность , развивающие игры, технические устройства и игрушки и т. д. Широко используются материалы, побуждающие детей к освоению грамоты.

    Ответ: 1.Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения.

    2. Предметно-развивающая среда группы организуется с учётом возможностей для детей играть и заниматься отдельными подгруппами. Пособия и игрушки располагаются так, чтобы не мешать их свободному перемещению. Необходимо предусмотреть место для временного уединения дошкольника, где он может подумать, помечтать.

    3. Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам (конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность; экспериментирование). Обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки и т. д. Широко используются материалы, побуждающие детей к освоению грамоты.

    3 задание

    1 команда: При проектировании предметно-развивающей среды в группе необходимо выделять следующие основные составляющие:

    1. _____________
    2. _____________
    3. _____________

    Ответ: При проектировании предметно-развивающей среды в группе необходимо выделять следующие основные составляющие:

    - пространство;

    - время;

    - предметное окружение.

    2 команда:

    Такое проектирование среды, в отличие от перечисления содержания предметной составляющей среды, показывает её влияние на развитие ребенка. Проектирование среды с использованием таких составляющих, позволяет представить все особенности жизнедеятельности ребенка в среде. Успешность влияния развивающей среды на ребенка обусловлена его активностью в этой среде. Вся организация педагогического процесса предполагает свободу передвижения ребенка. В среде необходимо выделить следующие зоны для разного рода видов активности:

    1 -

    2 -

    3 -

    Ответ:

    1 - рабочая

    2 - активная

    3 - спокойная

    Подведение итогов игры.

    Ведущая - Главной задачей воспитания дошкольников являются создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. В детском саду ребёнку важно чувствовать себя любимым и неповторимым. Поэтому важным является и среда, в которой проходит воспитательный процесс

    Организация развивающей предметно-пространственной среды ДОУ

    Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС)

    По концепции С. Л.  Новоселовой: «Развивающая предметная среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально модернизирующая содержание развития его духовного и физического облика».

    Развивающая предметно-пространственная среда должна:

    обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

    Своеобразной визитной карточкой образовательного учреждения является, конечно же, вестибюль, которые являются неотъемлемой составляющей образовательного пространства дошкольного детства.

    Создавая предметно-пространственную развивающую среду необходимо помнить: среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

    Требования к развивающей предметно-пространственной среде

    Развивающая предметно-пространственная среда групп организуется таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. Все групповые помещения соответствуют требованиям к развивающей предметно-пространственной среде, т. к. среда должна быть :

    • содержательно-насыщенной,
    • трансформируемой,
    • полифункциональной,
    • вариативной,
    • доступной,
    • безопасной.

    Таким образом правильно организованная предметно-развивающая среда позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а именно это лежит в основе развивающего обучения

     

    «Комплексно-тематический принцип моделирования и планирования образовательного процесса в ДОУ»

    Консультация для педагогов

    «Комплексно-тематический принцип моделирования и планирования образовательного процесса в ДОУ»

    Зав.МБДОУ «Северяночка» Е.Я.Барбас

    Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогический работник (воспитатель) – это физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и организации образовательной деятельности.

    На основании ст.48 Закона №273-ФЗ педагогические работники обязаны осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объёме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины в соответствии с утвержденной рабочей программой.

    Основные структурные элементы рабочей программы педагога:

    • Титульный лист;Пояснительная записка;

    • Основная часть рабочей программы, которая включает:

      • Календарно-тематический план;
      • Расписание образовательной деятельности (разработанного на основании Учебного плана ДОУ);
      • Краткое содержание программы;
      • Особенности организации образовательного процесса;
      • Условия реализации программы;
    • Список литературы;

    • Приложения к программе.

    Сегодня более подробно остановимся на структуре календарно-тематического плана.

    С введением в действие ФГОС ДО преобразуется сама организация образовательного процесса, что, естественно предполагает необходимость пересмотра и формы планирования. У каждого воспитателя своё видение этого процесса. Выбор формы планирования крайне важен не только потому, чтобы он был удобен для воспитателя, но и чтобы он стал эффективным для организации образовательного процесса в целом.

    Планирование – это заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления воспитательно – образовательной работы с указанием необходимых условий, используемых средств, форм и методов. От того, насколько продумано, грамотно осуществлено планирование, зависит эффективность воспитательно – образовательной работы в целом.

    Планирование воспитательной работы основывается на сотрудничестве педагога, детского коллектива и родителей, на осмыслении ими целей и своих задач в совместной деятельности, на желании сделать жизнь в детском саду интересной, полезной, творческой.

    Календарный план является основным документом в работе с детьми, предусматривающий планирование всех видов деятельности детей и соответствующих им форм работы на каждый день. Без этого документа воспитатель не имеет права приступать к работе. Составление воспитателем и перспективного, и календарного планов позволяет избежать многих недостатков планирования, но перегружает воспитателей, так как в этом случае им приходится вести два плана.

    Соответственно, актуальной формой планирования является перспективная календарно – тематическая модель: часть работы планируется на месяц, а конкретное содержание – на каждый день. Основой данного вида планирования является Модель комплексно-тематического планирования воспитательно-образовательного процесса (прилагается)

    Перспективно-календарное планирование предусматривает:

    1. Взаимосвязь основных видов деятельности детей (игра, труд, обучение и др.)
    2. Реализацию принципов последовательности и систематичности в решении воспитательных и образовательных задач на месяц.
    3. Преемственность задач по всем разделам программы определенной возрастной группы.
    4. Систему индивидуальной работы с конкретными детьми – непосредственно после проведенного занятия, игры, труда.
    5. Запись наблюдений в план накануне или в тот же день.

    При использовании такого вида написания плана следует определить дни проведения итоговых занятий, бесед, экскурсий, комплексных занятий в соответствие с выбранными темами

    Ну, а в целом, данное планирование экономит силы и время педагога, позволяя выстроить и увидеть целостную картину воспитательно-образовательной работы с детьми в ДОУ, что особенно важно при тематическом планировании на год, интеграции образовательных областей, осуществлении проектов, экспериментально – исследовательской деятельности детей и модульного принципа работы.

    Технология разработки календарных планов

    • Оформление плана должно соответствовать эстетическим требованиям, так как это визитная карточка ДОУ.
    • Учитывать соотношение нагрузки детей: эмоциональной; интеллектуальной; физической.
    • Соответствие программно-методическому обеспечению.
    • Включать все виды деятельности.

    Существуют следующие принципы планирования воспитательно-образовательной работы с детьми:

    • Должен быть определен оптимальный вариант учебной нагрузки детей. Недопустима информационная перегрузка. Существуют четкие рамки содержания (стандарт).

    • Должны быть учтены медико-гигиенические требования к последовательности, длительности, особенностям проведения различных режимных процессов.

    • Учтены местные региональные особенности (климат, природные условия).

    • Учтены время года и погодные условия.

    • Предусматривайте в плане чередования организованной и самостоятельной деятельности детей. Свободная деятельность должна составлять не менее 40% от объема регламентированной деятельности, в том числе на воздухе 3—4 часа в течение дня в зависимости от времени года. Обязательное выделение времени для свободной игры в детском саду.

    • Учет уровня развития детей. Использование результатов наблюдений для оптимизации образовательного процесса, планирования индивидуальной работы с каждым ребенком.

    • Непременная взаимосвязь процесса воспитания, обучения и развития.

    • Регулярность, последовательность, повторность воспитательных воздействий.

    • Включение элементов деятельности, способствующих эмоциональной разрядке, создающих у ребят радостное настроение, доставляющих им удовольствие. Учет эффектов «начала и конца» при распределении их в течение недели.

    • Планируемая деятельность не навязывается детям искусственно, а обязательно соответствующим образом мотивируется. Дети должны испытывать потребность заняться чем-либо, захотеть понять, для чего им это надо.

    • Следует предусмотреть разнообразие предлагаемой деятельности, чтобы способствовать максимально возможному раскрытию потенциала каждого малыша.

    • В планируемой педагогом деятельности с детьми должны просматриваться решаемые ДОУ годовые задачи.

    • Должна быть прослежена работа с родителями.

    ПРЕИМУЩЕСТВА КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО КАЛЕНДАРНОГО
    ПЛАНИРОВАНИЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

    Тематическое изучение программы детьми

    • задает деловой ритм жизни дошкольного учреждения, структурирует работу персонала, организует и наполняет особым содержанием каждый рабочий день
    • способствует формированию у детей отчетливых представлений о разных сферах окружающей действительности, о системных связях и зависимостях между объектами – так постепенно в их сознании складывается целостная картина мира
    • позволяет ощутить детям реальную «включенность» в совместную с взрослыми жизнь, создать атмосферу совместного проживания интересных дел, ожидания значимых событий и подготовки к ним, тех радостных перспектив - «завтрашней радости» (А.С. Макаренко), которые «заряжают» ребенка позитивной энергией созидания и творческой активности
    • создает условия объединения усилий семьи и детского сада, выстраивания единой стратегии и единых подходов в воспитании каждого ребенка, используя все многообразие форм и методов работы с родителями
    • позволяет сделать «Родительский уголок» действенным средством вовлечения родителей в образовательный процесс, по настоящему содержательным, отражающим перспективы работы с детьми, успехи и проблемы
    • направляет усилия педагогического коллектива на создание системы программно-методических средств, обеспечивающих педагогов необходимыми материалами и оборудованием в процессе освоения основной общеобразовательной программы
    • позволяет осуществлять непрерывный мониторинг освоения каждой темы детьми совместно с родителями воспитанников и организовывать индивидуально-дифференцированную работу с детьми в ДОУ и семье в «зоне ближайшего развития детей»

    То есть планирование должно отражать четыре стороны педагогической работы:

    1. Организованное обучение (система фронтальных или подгрупповых занятий в соответствии с программой и сеткой занятий).

    2. Совместная деятельность взрослых и детей.

    3. Планирование самостоятельной деятельности детей.

    4. Взаимодействие с родителями/ социальными партнерами

    Основные направления, планируемые на месяц должны реализовывать развитие детей по всем образовательным областям:

    1. Социально-коммуникативное развитие;

    2. Познавательное развитие;

    3. Речевое развитие;

    4. Художественно-эстетическое развитие;

    5. Физическое развитие.

    Виды деятельности
    и формы работы

    Образовательные области

    Социально-
    комму-никативное
    развитие

    Познава-
    тельное развитие;

    Речевое развитие

    Художест-венно-
    эстетическое развитие;

    Физическое
    развитие.

    Сюжетно-ролевые игры

    ежедневно

    ежедневно

    ежедневно

     

     

    Театрализованная деятельность

    ежедневно

     

    ежедневно

    ежедневно

     

    Дидактические игры

    ежедневно

    ежедневно

     

     

     

    Подвижные игры

    ежедневно

     

     

     

    ежедневно

    Целевые прогулки

     

    1 раз в неделю

     

     

     

    Наблюдения

    ежедневно

    ежедневно

     

     

     

    Познавательноисследовательская деятельность

     

    ежедневно

     

     

     

    Чтение, рассказывание

    ежедневно

     

    ежедневно

     

     

    Рассматривание иллюстраций

    ежедневно

    ежедневно

     

     

     

    Работа со стихотворениями

     

     

    1 раз в неделю

    1 раз в неделю

     

    Коммуникативная деятельность

    ежедневно

    ежедневно

    ежедневно

     

     

    Художественная деятельность

     

    1 раз в неделю

     

    1 раз в неделю

     

    Продуктивная деятельность

     

    ежедневно

     

    ежедневно

     

    Двигательная деятельность

    ежедневно

    ежедневно

     

    ежедневно

    ежедневно

    Трудовая деятельность

    ежедневно

     

     

     

     

    Форма планирования образовательного процесса педагогами ДОУ

    Тема:_____________________________________________________________

    Цель:_____________________________________________________________

    Название итогового мероприятия:_____________________________________

    Форма итогового мероприятия________________________________________

    Срок проведения___________________________________________________

    День недели

    / дата

    Совместная деятельность взрослых и детей

    с учетом интеграции образовательных областей

    Самостоятельная
    образовательная деятельность

    Организация развивающей среды для самостоятельн

    деятельности детей (центры активности, все помещения группы)


    Специально организованная деятельность

    Образоват. деят-ть в режимных моментах


    Групповая, подгрупповая

    Индивиду-альная

     

     

    НОД: занятия, игры, беседы, проектная деятельность и др.

    По результатам проведенных НОД

    Наблюдение, экспериментирование, развивающие игры, беседы, создание коллекций, проектная деятельность (Закрепление темы)

    Игры, опыты, экспериментальная деятельность, самостоятельная деятельность детей в различных центрах

     

    Методические рекомендации к комплексно-тематическому планированию

    Организованная образовательная деятельность

    • игры
    • дидактические, дидактические с элементами движения,
    • сюжетно-ролевые, подвижные,
    • психологические, музыкальные,
    • хороводные, театрализованные
    • игры-драматизации,
    • игры на прогулке, подвижные игры имитационного характера

    просмотр и обсуждение мультфильмов, видеофильмов, телепередач;

    чтение и обсуждение программных произведений разных жанров, чтение, рассматривание и обсуждение познавательных и художественных книг, детских иллюстрированных энциклопедий;

    создание ситуаций педагогических, морального выбора; беседы социально-нравственного содержания, специальные рассказы воспитателя детям об интересных фактах и событиях, о выходе из трудных житейских ситуаций, ситуативные разговоры с детьми;

    наблюдения за трудом взрослых, за природой, на прогулке; сезонные наблюдения;

    изготовление предметов для игр, познавательно-исследовательской деятельности; создание макетов, коллекций и их оформление, изготовление украшений для группового помещения к праздникам, сувениров; украшение предметов для личного пользования;

    проектная деятельность, познавательно-исследовательская деятельность, экспериментирование, конструирование;

    оформление выставок работ народных мастеров, произведений декоративно-прикладного искусства, книг с иллюстрациями, репродукций произведений живописи и пр.; тематических выставок (по временам года, настроению и др.), выставок детского творчества, уголков природы;

    инсценирование и драматизация отрывков из сказок, разучивание стихотворений, развитие артистических способностей в подвижных играх имитационного характера;

    рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок, иллюстраций к знакомым сказкам и потешкам, игрушек, эстетически привлекательных предметов (деревьев, цветов, предметов быта и пр.), произведений искусства (народного, декоративно-прикладного, изобразительного, книжной графики и пр.), обсуждение средств выразительности;

    продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, художественный труд) по замыслу, на темы народных потешек, по мотивам знакомых стихов и сказок, под музыку, на тему прочитанного или просмотренного произведения; рисование иллюстраций к художественным произведениям; рисование, лепка сказочных животных; творческие задания, рисование иллюстраций к прослушанным музыкальным произведениям;

    слушание и обсуждение народной, классической, детской музыки, дидактические игры, связанные с восприятием музыки;

    подыгрывание на музыкальных инструментах, оркестр детских музыкaльныx инструментов;

    пение, совместное пение, упражнения на развитие голосового аппарата, артикуляции, певческого голоса, беседы по содержанию песни (ответы на вопросы), драматизация песен;

    Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов

    танцы, показ взрослым танцевальных и плясовых музыкально-ритмических движений, показ ребенком плясовых движений, совместные действия детей, совместное составление плясок под народные мелодии, хороводы;

    физкультурные занятия игровые, сюжетные, тематические (с одним видом физических упражнений), комплексные (с элементами развития речи, математики, конструирования), контрольно-диагностические, учебно-тренирующего характера, физкультминутки; игры и упражнения под тексты стихотворений, потешек, народных песенок, авторских стихотворений, считалок; сюжетные физкультурные занятия на темы прочитанных сказок, потешек; ритмическая гимнастика, игры и упражнения под музыку, игровые беседы с элементами движений

    физическое развитие: комплексы закаливающих процедур (оздоровительные прогулки, мытье рук прохладной водой перед каждым приемом пищи, полоскание рта и горла после еды, воздушные ванны, ходьба босиком по ребристым дорожкам до и после сна, контрастные ножные ванны), утренняя гимнастика, упражнения и подвижные игры во второй половине дня;

    социально личностное развитие: ситуативные беседы при проведении режимных моментов, подчеркивание их пользы; развитие трудовых навыков через поручения и задания, дежурства, навыки самообслуживания; помощь взрослым; участие детей на расстановке и уборке инвентаря и оборудования для занятий, в построении конструкций для подвижных игр и упражнений (из мягких блоков, спортивного оборудования); формирование навыков безопасного поведения при проведении режимных моментов;

    познавательно речевое развитие: создание речевой развивающей среды; свободные диалоги с детьми в играх, наблюдениях, при восприятии картин, иллюстраций, мультфильмов; ситуативные разговоры с детьми; называние трудовых действий и гигиенических процедур, поощрение речевой активности детей; обсуждения (пользы закаливания, занятий физической культурой, гигиенических процедур);

    художественно эстетическое развитие: использование музыки в повседневной жизни детей, в игре, в досуговой деятельности, на прогулке, в изобразительной деятельности, при проведении утренней гимнастики, привлечение внимания детей к разнообразным звукам в окружающем мире, к оформлению помещения, привлекательности оборудования, красоте и чистоте окружающих помещений, предметов, игрушек.

    Самостоятельная деятельность детей

    физическое развитие: самостоятельные подвижные игры, игры на свежем воздухе, спортивные игры и занятия (катание на санках, лыжах, велосипеде и пр.);

    социально личностное развитие: индивидуальные игры, совместные игры, все виды самостоятельной деятельности, предполагающие общение со сверстниками;

    познавательно речевое развитие: самостоятельное чтение детьми коротких стихотворений, самостоятельные игры по мотивам художественных произведений, самостоятельная работа в уголке книги, в уголке театра, сюжетно-ролевые игры, рассматривание книг и картинок; самостоятельное раскрашивание «умных раскрасок», развивающие настольно-печатные игры, игры на прогулке, автодидактические игры (развивающие пазлы, рамки-вкладыши, парные картинки);

    художественно эстетическое развитие: предоставление детям возможности самостоятельно рисовать, лепить, конструировать (преимущественно во второй половине дня), рассматривать репродукции картин, иллюстрации, музицировать (пение, танцы), играть на детских музыкальных инструментах·(бубен, барабан, колокольчик и пр.), слушать музыку.

    План работы с родителями

    Содержание работы с родителями планируется на месяц или неделю. Следует указать, в какие дни и что будет сделано каждым воспитателем группы, и какие общесадовские мероприятия будут проведены. Причем писать надо не только те мероприятия, которые проводятся воспитателем, но и специалистами, работающими на этой группе. Вне зависимости от того, кто проводит занятия, организатором его будет в любом случае воспитатель.

    Работа может быть расписана в различных формах проведения:

    • родительские собрания,

    • консультации (индивидуальные, групповые),

    • семинары-практикумы,

    • тематические выставки,

    • эпизодические беседы с родителями,

    • клубы по интересам,

    • совместные праздники,

    • развлечения и досуги,

    • анкетирование,

    • родительские посиделки,

    • экскурсии,

    • туристические походы,

    • участие родителей в общественной жизни группы и прочее.

    Сколько мероприятий планировать, это каждый сам определит. Работа в детском саду с родителями должна планироваться в соответствии с годовыми задачами учреждения

    Необходимо отметить, что каждому виду детской деятельности соответствуют определенные формы работы с детьми:

    Оптимальные формы работы с детьми в разных видах детской деятельности

    Вид деятельности

    Форма работы

    Двигательная

    Утренняя гимнастика, подвижные игры с правилами, народные подвижные игры, игровые упражнения, двигательные паузы, спортивные пробежки, соревнования и праздники, эстафеты, физкультурные минутки, занятия в спортивном зале

    Продуктивная

    Мастерские по изготовлению предметов детского творчества, творческие проекты эстетического содержания, занятия в изостудии

    Коммуникативная

    Беседы, речевые проблемные ситуации, составление рассказов и сказок, творческие пересказы, отгадывание загадок, словесные и настольно-печатные игры с правилами, ситуативные разговоры, сюжетные игры, речевые тренинги

    Трудовая

    Поручения (в том числе коллективные), познавательные опыты и задания, дежурства, практико-ориентированные индивидуальные и коллективные проекты, совместный (коллективный)труд

    Познавательно-исследовательская

    Наблюдения, экскурсии, решение проблемных ситуаций, опыты, экспериментирование, коллекционирование, моделирование, познавательно-исследовательские проекты, дидактические и конструктивные игры

    Музыкально-художественная

    Слушание, исполнение, игра на детских музыкальных инструментах, ритмика и танцы, музыкальные импровизации, музыкально-дидактические и подвижные игры с музыкальным сопровождением, инсценировки, драматизации, занятии я в музыкальном зале

    Чтение художественной литературы

    Рассказывание, чтение, обсуждение, разучивание, инсценирование произведений, игры-драматизации, театрализованные игры, различные виды театра (теневой, бибабо, пальчиковый и др.)

    Игровая

    Игровые ситуации, игры с правилами (дидактические, подвижные, народные), творческие игры (сюжетные, сюжетно-ролевые, театрализованные, конструктивные)

    Перспективный план работы воспитателя на месяц может оформляться в любой удобной для конкретного педагога форме: схематично – блочная, цикличная по формам работы и др. и должен быть утверждён заведующей ДОУ.

    Модель плана и форма его написания должна быть рассмотрена на педагогическом совете и принято Положение о календарном и перспективном планировании.

    Планирование – это творческий и трудоёмкий процесс, но надо помнить, что эффективность образовательного процесса в ДОУ во многом зависит от качества его планирования.

    Удачи Всем в нашем благородном деле!

    Обновлено 12.02.2015 16:32
     

     
    © CopyRight МДБОУ детский сад "Северяночка" пгт.Нижнеангарск, ул. Победы, д. 15, 2012-2019, создание сайта: «Меридиан»