Система Orphus

От заведующей

Обучение должностных лиц

Консультации для педагогов

Семинар-практикум «Предметно-пространственная развивающая среда МБДОУ в соответствии ФГОС»

Семинар-практикум
«Предметно-пространственная развивающая среда МБДОУ в соответствии ФГОС»

Цель: выявить и обобщить знания педагогов о создании предметно – развивающей среде в группах в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

Подготовка к семинару-практикуму:

  • Создание презентаций «Предметно-пространственная среда в ДОУ» в электронном виде:
    • 1 младшая группа – Жданова Н.Ю.
    • 2 младшая группа – Амирова А.Э.
    • Средняя группа – Фильманович Е.Н.
    • Старшая группа – Фролова С.Н.
    • Разновозрастная группа – Тельнова Г.Е.
  • Оформление зала к семинару-практикуму: (2 столика для двух команд, где поставлено равное количество стульев, имеется название команды «Эрудит» - «Мыслитель») подготовлено табло для выставления баллов за правильный ответ.

План семинара - практикума

  1. Введение в тему: Презентация «Требования к развивающей предметно-пространственной среде в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» Зав.МБДОУ  Барбас Е.Я.
  2. Анализ анкетирования «Создание предметно-развивающей среды в ДОУ»
  3. Презентации педагогов «ППРС в группах детского сада»
  4. Деловая игра – викторина «Мы, играя, проверяем, что умеем и что знаем»
  5. Рекомендации

Ход семинара – практикума

Педагоги выбирают места за столиками, не зная, что создают команду единомышленников (за 2 столиками равное количество мест и уже есть название команды). Выбирается капитан команды. На табло

  1. Введение в тему.

«Требования к развивающей предметно-пространственной среде в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
«Нет такой стороны воспитания, на которую  обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы  в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира…Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди нее ребенок будет жить – развиваться собственной  самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от природы…»         Е.И. Тихеева
«Предметно развивающая среда – это система материальных объектов деятельности ребёнка, содержание его духовного и физического развития, это единство социальных и предметных средств» С.Л.Новоселова

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

  • Письмо Минобразования РФ от17.05.1995 № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях» (Текст документа по состоянию на июль 2011 года)
  • Письмо Минобразования РФ от 15 марта 2004 г. № 03-51-46ин/14-03 «Примерные требования к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье»
  • Федеральный закон РФ от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (в ред. Федерального закона от 28.07.2012 № 139-ФЗ)
  • Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»
  • Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Зарегистрирован в Минюсте РФ от 14 ноября 2013 г. № 30384
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»

В самом широком (социальном) контексте развивающая образовательная среда представляет собой любое социокультурное пространство, в рамках которого стихийно или с различной степенью организованности осуществляется процесс развития личности, понимаемый как социализация.
С позиций психологического контекста, по мнению Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина и др., развивающая среда — это определенным образом упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее обучение.
В дошкольной педагогике под термином «развивающая среда» понимается «комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эргономических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых»
Цель создания развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении — обеспечение жизненно важных потребностей формирующейся личности: витальных, социальных, духовных. Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие.
Функция педагога заключается в том, чтобы, используя предметно - развивающую среду и ее средства, помочь ребенку обнаружить в себе и развивать то, что присуще ребенку. Поэтому особое внимание в детском саду уделяется конструированию среды, в которой происходит обучение и саморазвитие творческой активности дошкольника.Цель воспитателя: сконструировать многоуровневую многофукциональную предметно – развивающую среду для осуществления процесса развития творческой личности воспитанника на каждом из этапов его развития в дошкольном учреждении.
ФГОС дошкольного образования
Требования к развивающей предметно-пространственной среде3.3.1. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала Организации…3.3.2. Развивающая предметно-пространственная среда Организации (группы, участка) должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
Требования к развивающей предметно-пространственной среде
3.3.3. Развивающая предметно-пространственная среда…должна обеспечивать:реализацию различных образовательных программ;в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия;учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;учет возрастных особенностей детей;3.3.4. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
НАСЫЩЕННОСТЬ СРЕДЫ
1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы);Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;возможность самовыражения детей.
ТРАНСФОРМИРУЕМОСТЬ
2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ
3) Полифункциональность материалов предполагает:возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;наличие в Организации полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
ВАРИАТИВНОСТЬ
4) Вариативность среды предполагает:наличие в Организации различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
ДОСТУПНОСТЬ
5) Доступность среды предполагает: доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования.
БЕЗОПАСНОСТЬ
6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.
Функции предметно-пространственной среды
Информационная – каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта. Стимулирующая – должна быть мобильной и динамичной. В ее организации педагогу необходимо учитывать «зону ближайшего развития», возрастные, индивидуальные особенности ребенка, его потребности, стремления и способности. Развивающая – сочетание традиционных и новых, необычных компонентов, что обеспечивает преемственность развития деятельности от простых ее форм к более сложным.
Предметно – развивающая среда в детском саду должна:

  • Иметь привлекательный вид;
  • Выступать в роли естественного фона жизни ребенка;
  • Снимать утомляемость;
  • Положительно влиять на эмоциональное состояние;
  • Помогать ребенку индивидуально познавать окружающий мир;
  • Давать возможность ребенку заниматься самостоятельной деятельностью.

Показатели оценки развивающей среды:

  • Положительное эмоциональное ощущение ребенка в группе;
  • Отсутствие конфликтов среди детей;
  • Наличие продуктов детской деятельности;
  • Динамика развития ребенка;
  • Невысокий уровень шума.

Предметно – развивающая среда должна ориентироваться на «зону ближайшего развития»:
Содержать предметы и материалы известные детям, для самостоятельной деятельности, а также для деятельности со сверстниками;Предметы и материалы, которыми дети будут овладевать в совместной деятельности с педагогом;Совсем незнакомые предметы и материалы.
Для конструирования предметно – развивающей среды в ДОУ использованы следующие принципы:
информативности, предусматривающей разнообразие тематики материалов и оборудования и активности воспитанников во взаимодействии с предметным окружением;

вариативности, определяющейся видом дошкольного образовательного учреждения, содержанием воспитания, культурными и художественными традициями, климатогеографическими особенностями;

полифункциональности, предусматривающей обеспечение всех составляющих образовательного процесса и возможность разнообразного использования различных составляющих предметно – развивающей среды;

педагогической целесообразности, позволяющей предусмотреть необходимость и достаточность наполнения предметно – развивающей среды, а также обеспечить возможность самовыражения воспитанников, индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка;

трансформируемости, обеспечивающей важность изменений предметно – развивающей среды, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию организованного пространства.
Развивающая предметно-пространственная среда
рассматривается как система условий, обеспечивающих всю полноту развития деятельности ребенка и его личности; включает обстановку, объекты и материалы различного функционального значения; позволяет педагогу решать конкретные образовательные задачи, вовлекая детей в процесс познания и усвоения навыков и умений, обеспечивая максимальный психологический комфорт для каждого ребенка
Таким образом, развивающая среда – это организованное социокультурное и педагогическое пространство, в рамках которого структурируются несколько взаимосвязанных подпространств, создающих наиболее благоприятные условия для развития и саморазвития каждого включенного в нее субъекта.

Образовательная система выполняет жизненно важную функцию, а именно функцию помощи и поддержки при вхождении воспитанников в мир социального опыта. Если бы не было педагогов, то культура человечества регрессировала бы, его поступательное развитие остановилось. Одним из необходимых условий в обучении и воспитании становится создание развивающего пространства в ДОУ.

Деловая игра «Мы играя проверяем, что умеем и что знаем»

Цель: Оценить и закрепить знания педагогов по заявленной теме: «Предметно- пространственная развивающая среда ДОУ в соответствии ФГОС».

1 задание «Разминка»

1 команда:

Вопрос: Какие принципы в построении среды учитываются?

Ответ: Принципы: информативности, вариативности, полифункциональности, педагогической целесообразности, трансформируемости, доступности.

2 команда:

Вопрос: Как вы понимаете полифункциональность и трансформируемость?

Ответ: Полифункциональность среды позволяет разнообразно использовать различные составляющие предметно-развивающей среды, открывает возможности каждому ребенку найти занятие по душе, попробовать свои силы в разных областях исследовательской деятельности, взаимодействовать с взрослыми и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки.

Трансформируемость помогает изменять среду по ситуации, выносить на первый план ту или иную функцию пространства в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей детей, задач основной общеобразовательной программы учреждения.

2 задание

Командам раздаются листочки с заданиями.

Нужно вписать слова по смыслу, которых не достаёт в тексте. Речь пойдёт об особенностях ППР среды.

1 команда:

  1. Для детей младшего дошкольного возраста – достаточно большое пространство в группе для удовлетворения потребности в ………………
  2. Организация жизни и воспитание детей пятого года жизни направлены на дальнейшее развитие умения……………………………………………………, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию.(Средняя группа)
  3. В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие ………………… сфер личности. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя ………………. среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение.

Ответы:

1. Для детей этого возраста – достаточно большое пространство в группе для удовлетворения потребности в двигательной активности.

  1. Организация жизни и воспитание детей пятого года жизни направлены на дальнейшее развитие умения понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию.
  2. В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя старшими среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение.

2       команда:

  1. (Младший дошкольный возраст). Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с ………… и со ………….., понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения.
  2. Предметно-развивающая среда средней группы организуется с учётом возможностей для детей играть и заниматься …………………………………………………….. Пособия и игрушки располагаются так, чтобы не мешать их свободному перемещению. Необходимо предусмотреть место для временного ……………………………….. дошкольника, где он может подумать, помечтать.
  3. Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься ………………. делом. Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам (конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность; экспериментирование). Обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие  ……………..деятельность , развивающие игры, технические устройства и игрушки и т. д. Широко используются материалы, побуждающие детей к освоению грамоты.

Ответ: 1.Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения.

2. Предметно-развивающая среда группы организуется с учётом возможностей для детей играть и заниматься отдельными подгруппами. Пособия и игрушки располагаются так, чтобы не мешать их свободному перемещению. Необходимо предусмотреть место для временного уединения дошкольника, где он может подумать, помечтать.

3. Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам (конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность; экспериментирование). Обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки и т. д. Широко используются материалы, побуждающие детей к освоению грамоты.

3 задание

1 команда: При проектировании предметно-развивающей среды в группе необходимо выделять следующие основные составляющие:

  1. _____________
  2. _____________
  3. _____________

Ответ: При проектировании предметно-развивающей среды в группе необходимо выделять следующие основные составляющие:

- пространство;

- время;

- предметное окружение.

2 команда:

Такое проектирование среды, в отличие от перечисления содержания предметной составляющей среды, показывает её влияние на развитие ребенка. Проектирование среды с использованием таких составляющих, позволяет представить все особенности жизнедеятельности ребенка в среде. Успешность влияния развивающей среды на ребенка обусловлена его активностью в этой среде. Вся организация педагогического процесса предполагает свободу передвижения ребенка. В среде необходимо выделить следующие зоны для разного рода видов активности:

1 -

2 -

3 -

Ответ:

1 - рабочая

2 - активная

3 - спокойная

Подведение итогов игры.

Ведущая - Главной задачей воспитания дошкольников являются создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. В детском саду ребёнку важно чувствовать себя любимым и неповторимым. Поэтому важным является и среда, в которой проходит воспитательный процесс

Организация развивающей предметно-пространственной среды ДОУ

Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС)

По концепции С. Л.  Новоселовой: «Развивающая предметная среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально модернизирующая содержание развития его духовного и физического облика».

Развивающая предметно-пространственная среда должна:

обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

Своеобразной визитной карточкой образовательного учреждения является, конечно же, вестибюль, которые являются неотъемлемой составляющей образовательного пространства дошкольного детства.

Создавая предметно-пространственную развивающую среду необходимо помнить: среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

Требования к развивающей предметно-пространственной среде

Развивающая предметно-пространственная среда групп организуется таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. Все групповые помещения соответствуют требованиям к развивающей предметно-пространственной среде, т. к. среда должна быть :

  • содержательно-насыщенной,
  • трансформируемой,
  • полифункциональной,
  • вариативной,
  • доступной,
  • безопасной.

Таким образом правильно организованная предметно-развивающая среда позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а именно это лежит в основе развивающего обучения

 

«Комплексно-тематический принцип моделирования и планирования образовательного процесса в ДОУ»

Консультация для педагогов

«Комплексно-тематический принцип моделирования и планирования образовательного процесса в ДОУ»

Зав.МБДОУ «Северяночка» Е.Я.Барбас

Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогический работник (воспитатель) – это физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и организации образовательной деятельности.

На основании ст.48 Закона №273-ФЗ педагогические работники обязаны осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объёме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины в соответствии с утвержденной рабочей программой.

Основные структурные элементы рабочей программы педагога:

  • Титульный лист;Пояснительная записка;

  • Основная часть рабочей программы, которая включает:

    • Календарно-тематический план;
    • Расписание образовательной деятельности (разработанного на основании Учебного плана ДОУ);
    • Краткое содержание программы;
    • Особенности организации образовательного процесса;
    • Условия реализации программы;
  • Список литературы;

  • Приложения к программе.

Сегодня более подробно остановимся на структуре календарно-тематического плана.

С введением в действие ФГОС ДО преобразуется сама организация образовательного процесса, что, естественно предполагает необходимость пересмотра и формы планирования. У каждого воспитателя своё видение этого процесса. Выбор формы планирования крайне важен не только потому, чтобы он был удобен для воспитателя, но и чтобы он стал эффективным для организации образовательного процесса в целом.

Планирование – это заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления воспитательно – образовательной работы с указанием необходимых условий, используемых средств, форм и методов. От того, насколько продумано, грамотно осуществлено планирование, зависит эффективность воспитательно – образовательной работы в целом.

Планирование воспитательной работы основывается на сотрудничестве педагога, детского коллектива и родителей, на осмыслении ими целей и своих задач в совместной деятельности, на желании сделать жизнь в детском саду интересной, полезной, творческой.

Календарный план является основным документом в работе с детьми, предусматривающий планирование всех видов деятельности детей и соответствующих им форм работы на каждый день. Без этого документа воспитатель не имеет права приступать к работе. Составление воспитателем и перспективного, и календарного планов позволяет избежать многих недостатков планирования, но перегружает воспитателей, так как в этом случае им приходится вести два плана.

Соответственно, актуальной формой планирования является перспективная календарно – тематическая модель: часть работы планируется на месяц, а конкретное содержание – на каждый день. Основой данного вида планирования является Модель комплексно-тематического планирования воспитательно-образовательного процесса (прилагается)

Перспективно-календарное планирование предусматривает:

  1. Взаимосвязь основных видов деятельности детей (игра, труд, обучение и др.)
  2. Реализацию принципов последовательности и систематичности в решении воспитательных и образовательных задач на месяц.
  3. Преемственность задач по всем разделам программы определенной возрастной группы.
  4. Систему индивидуальной работы с конкретными детьми – непосредственно после проведенного занятия, игры, труда.
  5. Запись наблюдений в план накануне или в тот же день.

При использовании такого вида написания плана следует определить дни проведения итоговых занятий, бесед, экскурсий, комплексных занятий в соответствие с выбранными темами

Ну, а в целом, данное планирование экономит силы и время педагога, позволяя выстроить и увидеть целостную картину воспитательно-образовательной работы с детьми в ДОУ, что особенно важно при тематическом планировании на год, интеграции образовательных областей, осуществлении проектов, экспериментально – исследовательской деятельности детей и модульного принципа работы.

Технология разработки календарных планов

  • Оформление плана должно соответствовать эстетическим требованиям, так как это визитная карточка ДОУ.
  • Учитывать соотношение нагрузки детей: эмоциональной; интеллектуальной; физической.
  • Соответствие программно-методическому обеспечению.
  • Включать все виды деятельности.

Существуют следующие принципы планирования воспитательно-образовательной работы с детьми:

  • Должен быть определен оптимальный вариант учебной нагрузки детей. Недопустима информационная перегрузка. Существуют четкие рамки содержания (стандарт).

  • Должны быть учтены медико-гигиенические требования к последовательности, длительности, особенностям проведения различных режимных процессов.

  • Учтены местные региональные особенности (климат, природные условия).

  • Учтены время года и погодные условия.

  • Предусматривайте в плане чередования организованной и самостоятельной деятельности детей. Свободная деятельность должна составлять не менее 40% от объема регламентированной деятельности, в том числе на воздухе 3—4 часа в течение дня в зависимости от времени года. Обязательное выделение времени для свободной игры в детском саду.

  • Учет уровня развития детей. Использование результатов наблюдений для оптимизации образовательного процесса, планирования индивидуальной работы с каждым ребенком.

  • Непременная взаимосвязь процесса воспитания, обучения и развития.

  • Регулярность, последовательность, повторность воспитательных воздействий.

  • Включение элементов деятельности, способствующих эмоциональной разрядке, создающих у ребят радостное настроение, доставляющих им удовольствие. Учет эффектов «начала и конца» при распределении их в течение недели.

  • Планируемая деятельность не навязывается детям искусственно, а обязательно соответствующим образом мотивируется. Дети должны испытывать потребность заняться чем-либо, захотеть понять, для чего им это надо.

  • Следует предусмотреть разнообразие предлагаемой деятельности, чтобы способствовать максимально возможному раскрытию потенциала каждого малыша.

  • В планируемой педагогом деятельности с детьми должны просматриваться решаемые ДОУ годовые задачи.

  • Должна быть прослежена работа с родителями.

ПРЕИМУЩЕСТВА КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО КАЛЕНДАРНОГО
ПЛАНИРОВАНИЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

Тематическое изучение программы детьми

  • задает деловой ритм жизни дошкольного учреждения, структурирует работу персонала, организует и наполняет особым содержанием каждый рабочий день
  • способствует формированию у детей отчетливых представлений о разных сферах окружающей действительности, о системных связях и зависимостях между объектами – так постепенно в их сознании складывается целостная картина мира
  • позволяет ощутить детям реальную «включенность» в совместную с взрослыми жизнь, создать атмосферу совместного проживания интересных дел, ожидания значимых событий и подготовки к ним, тех радостных перспектив - «завтрашней радости» (А.С. Макаренко), которые «заряжают» ребенка позитивной энергией созидания и творческой активности
  • создает условия объединения усилий семьи и детского сада, выстраивания единой стратегии и единых подходов в воспитании каждого ребенка, используя все многообразие форм и методов работы с родителями
  • позволяет сделать «Родительский уголок» действенным средством вовлечения родителей в образовательный процесс, по настоящему содержательным, отражающим перспективы работы с детьми, успехи и проблемы
  • направляет усилия педагогического коллектива на создание системы программно-методических средств, обеспечивающих педагогов необходимыми материалами и оборудованием в процессе освоения основной общеобразовательной программы
  • позволяет осуществлять непрерывный мониторинг освоения каждой темы детьми совместно с родителями воспитанников и организовывать индивидуально-дифференцированную работу с детьми в ДОУ и семье в «зоне ближайшего развития детей»

То есть планирование должно отражать четыре стороны педагогической работы:

  1. Организованное обучение (система фронтальных или подгрупповых занятий в соответствии с программой и сеткой занятий).

  2. Совместная деятельность взрослых и детей.

  3. Планирование самостоятельной деятельности детей.

  4. Взаимодействие с родителями/ социальными партнерами

Основные направления, планируемые на месяц должны реализовывать развитие детей по всем образовательным областям:

  1. Социально-коммуникативное развитие;

  2. Познавательное развитие;

  3. Речевое развитие;

  4. Художественно-эстетическое развитие;

  5. Физическое развитие.

Виды деятельности
и формы работы

Образовательные области

Социально-
комму-никативное
развитие

Познава-
тельное развитие;

Речевое развитие

Художест-венно-
эстетическое развитие;

Физическое
развитие.

Сюжетно-ролевые игры

ежедневно

ежедневно

ежедневно

 

 

Театрализованная деятельность

ежедневно

 

ежедневно

ежедневно

 

Дидактические игры

ежедневно

ежедневно

 

 

 

Подвижные игры

ежедневно

 

 

 

ежедневно

Целевые прогулки

 

1 раз в неделю

 

 

 

Наблюдения

ежедневно

ежедневно

 

 

 

Познавательноисследовательская деятельность

 

ежедневно

 

 

 

Чтение, рассказывание

ежедневно

 

ежедневно

 

 

Рассматривание иллюстраций

ежедневно

ежедневно

 

 

 

Работа со стихотворениями

 

 

1 раз в неделю

1 раз в неделю

 

Коммуникативная деятельность

ежедневно

ежедневно

ежедневно

 

 

Художественная деятельность

 

1 раз в неделю

 

1 раз в неделю

 

Продуктивная деятельность

 

ежедневно

 

ежедневно

 

Двигательная деятельность

ежедневно

ежедневно

 

ежедневно

ежедневно

Трудовая деятельность

ежедневно

 

 

 

 

Форма планирования образовательного процесса педагогами ДОУ

Тема:_____________________________________________________________

Цель:_____________________________________________________________

Название итогового мероприятия:_____________________________________

Форма итогового мероприятия________________________________________

Срок проведения___________________________________________________

День недели

/ дата

Совместная деятельность взрослых и детей

с учетом интеграции образовательных областей

Самостоятельная
образовательная деятельность

Организация развивающей среды для самостоятельн

деятельности детей (центры активности, все помещения группы)


Специально организованная деятельность

Образоват. деят-ть в режимных моментах


Групповая, подгрупповая

Индивиду-альная

 

 

НОД: занятия, игры, беседы, проектная деятельность и др.

По результатам проведенных НОД

Наблюдение, экспериментирование, развивающие игры, беседы, создание коллекций, проектная деятельность (Закрепление темы)

Игры, опыты, экспериментальная деятельность, самостоятельная деятельность детей в различных центрах

 

Методические рекомендации к комплексно-тематическому планированию

Организованная образовательная деятельность

  • игры
  • дидактические, дидактические с элементами движения,
  • сюжетно-ролевые, подвижные,
  • психологические, музыкальные,
  • хороводные, театрализованные
  • игры-драматизации,
  • игры на прогулке, подвижные игры имитационного характера

просмотр и обсуждение мультфильмов, видеофильмов, телепередач;

чтение и обсуждение программных произведений разных жанров, чтение, рассматривание и обсуждение познавательных и художественных книг, детских иллюстрированных энциклопедий;

создание ситуаций педагогических, морального выбора; беседы социально-нравственного содержания, специальные рассказы воспитателя детям об интересных фактах и событиях, о выходе из трудных житейских ситуаций, ситуативные разговоры с детьми;

наблюдения за трудом взрослых, за природой, на прогулке; сезонные наблюдения;

изготовление предметов для игр, познавательно-исследовательской деятельности; создание макетов, коллекций и их оформление, изготовление украшений для группового помещения к праздникам, сувениров; украшение предметов для личного пользования;

проектная деятельность, познавательно-исследовательская деятельность, экспериментирование, конструирование;

оформление выставок работ народных мастеров, произведений декоративно-прикладного искусства, книг с иллюстрациями, репродукций произведений живописи и пр.; тематических выставок (по временам года, настроению и др.), выставок детского творчества, уголков природы;

инсценирование и драматизация отрывков из сказок, разучивание стихотворений, развитие артистических способностей в подвижных играх имитационного характера;

рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок, иллюстраций к знакомым сказкам и потешкам, игрушек, эстетически привлекательных предметов (деревьев, цветов, предметов быта и пр.), произведений искусства (народного, декоративно-прикладного, изобразительного, книжной графики и пр.), обсуждение средств выразительности;

продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, художественный труд) по замыслу, на темы народных потешек, по мотивам знакомых стихов и сказок, под музыку, на тему прочитанного или просмотренного произведения; рисование иллюстраций к художественным произведениям; рисование, лепка сказочных животных; творческие задания, рисование иллюстраций к прослушанным музыкальным произведениям;

слушание и обсуждение народной, классической, детской музыки, дидактические игры, связанные с восприятием музыки;

подыгрывание на музыкальных инструментах, оркестр детских музыкaльныx инструментов;

пение, совместное пение, упражнения на развитие голосового аппарата, артикуляции, певческого голоса, беседы по содержанию песни (ответы на вопросы), драматизация песен;

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов

танцы, показ взрослым танцевальных и плясовых музыкально-ритмических движений, показ ребенком плясовых движений, совместные действия детей, совместное составление плясок под народные мелодии, хороводы;

физкультурные занятия игровые, сюжетные, тематические (с одним видом физических упражнений), комплексные (с элементами развития речи, математики, конструирования), контрольно-диагностические, учебно-тренирующего характера, физкультминутки; игры и упражнения под тексты стихотворений, потешек, народных песенок, авторских стихотворений, считалок; сюжетные физкультурные занятия на темы прочитанных сказок, потешек; ритмическая гимнастика, игры и упражнения под музыку, игровые беседы с элементами движений

физическое развитие: комплексы закаливающих процедур (оздоровительные прогулки, мытье рук прохладной водой перед каждым приемом пищи, полоскание рта и горла после еды, воздушные ванны, ходьба босиком по ребристым дорожкам до и после сна, контрастные ножные ванны), утренняя гимнастика, упражнения и подвижные игры во второй половине дня;

социально личностное развитие: ситуативные беседы при проведении режимных моментов, подчеркивание их пользы; развитие трудовых навыков через поручения и задания, дежурства, навыки самообслуживания; помощь взрослым; участие детей на расстановке и уборке инвентаря и оборудования для занятий, в построении конструкций для подвижных игр и упражнений (из мягких блоков, спортивного оборудования); формирование навыков безопасного поведения при проведении режимных моментов;

познавательно речевое развитие: создание речевой развивающей среды; свободные диалоги с детьми в играх, наблюдениях, при восприятии картин, иллюстраций, мультфильмов; ситуативные разговоры с детьми; называние трудовых действий и гигиенических процедур, поощрение речевой активности детей; обсуждения (пользы закаливания, занятий физической культурой, гигиенических процедур);

художественно эстетическое развитие: использование музыки в повседневной жизни детей, в игре, в досуговой деятельности, на прогулке, в изобразительной деятельности, при проведении утренней гимнастики, привлечение внимания детей к разнообразным звукам в окружающем мире, к оформлению помещения, привлекательности оборудования, красоте и чистоте окружающих помещений, предметов, игрушек.

Самостоятельная деятельность детей

физическое развитие: самостоятельные подвижные игры, игры на свежем воздухе, спортивные игры и занятия (катание на санках, лыжах, велосипеде и пр.);

социально личностное развитие: индивидуальные игры, совместные игры, все виды самостоятельной деятельности, предполагающие общение со сверстниками;

познавательно речевое развитие: самостоятельное чтение детьми коротких стихотворений, самостоятельные игры по мотивам художественных произведений, самостоятельная работа в уголке книги, в уголке театра, сюжетно-ролевые игры, рассматривание книг и картинок; самостоятельное раскрашивание «умных раскрасок», развивающие настольно-печатные игры, игры на прогулке, автодидактические игры (развивающие пазлы, рамки-вкладыши, парные картинки);

художественно эстетическое развитие: предоставление детям возможности самостоятельно рисовать, лепить, конструировать (преимущественно во второй половине дня), рассматривать репродукции картин, иллюстрации, музицировать (пение, танцы), играть на детских музыкальных инструментах·(бубен, барабан, колокольчик и пр.), слушать музыку.

План работы с родителями

Содержание работы с родителями планируется на месяц или неделю. Следует указать, в какие дни и что будет сделано каждым воспитателем группы, и какие общесадовские мероприятия будут проведены. Причем писать надо не только те мероприятия, которые проводятся воспитателем, но и специалистами, работающими на этой группе. Вне зависимости от того, кто проводит занятия, организатором его будет в любом случае воспитатель.

Работа может быть расписана в различных формах проведения:

  • родительские собрания,

  • консультации (индивидуальные, групповые),

  • семинары-практикумы,

  • тематические выставки,

  • эпизодические беседы с родителями,

  • клубы по интересам,

  • совместные праздники,

  • развлечения и досуги,

  • анкетирование,

  • родительские посиделки,

  • экскурсии,

  • туристические походы,

  • участие родителей в общественной жизни группы и прочее.

Сколько мероприятий планировать, это каждый сам определит. Работа в детском саду с родителями должна планироваться в соответствии с годовыми задачами учреждения

Необходимо отметить, что каждому виду детской деятельности соответствуют определенные формы работы с детьми:

Оптимальные формы работы с детьми в разных видах детской деятельности

Вид деятельности

Форма работы

Двигательная

Утренняя гимнастика, подвижные игры с правилами, народные подвижные игры, игровые упражнения, двигательные паузы, спортивные пробежки, соревнования и праздники, эстафеты, физкультурные минутки, занятия в спортивном зале

Продуктивная

Мастерские по изготовлению предметов детского творчества, творческие проекты эстетического содержания, занятия в изостудии

Коммуникативная

Беседы, речевые проблемные ситуации, составление рассказов и сказок, творческие пересказы, отгадывание загадок, словесные и настольно-печатные игры с правилами, ситуативные разговоры, сюжетные игры, речевые тренинги

Трудовая

Поручения (в том числе коллективные), познавательные опыты и задания, дежурства, практико-ориентированные индивидуальные и коллективные проекты, совместный (коллективный)труд

Познавательно-исследовательская

Наблюдения, экскурсии, решение проблемных ситуаций, опыты, экспериментирование, коллекционирование, моделирование, познавательно-исследовательские проекты, дидактические и конструктивные игры

Музыкально-художественная

Слушание, исполнение, игра на детских музыкальных инструментах, ритмика и танцы, музыкальные импровизации, музыкально-дидактические и подвижные игры с музыкальным сопровождением, инсценировки, драматизации, занятии я в музыкальном зале

Чтение художественной литературы

Рассказывание, чтение, обсуждение, разучивание, инсценирование произведений, игры-драматизации, театрализованные игры, различные виды театра (теневой, бибабо, пальчиковый и др.)

Игровая

Игровые ситуации, игры с правилами (дидактические, подвижные, народные), творческие игры (сюжетные, сюжетно-ролевые, театрализованные, конструктивные)

Перспективный план работы воспитателя на месяц может оформляться в любой удобной для конкретного педагога форме: схематично – блочная, цикличная по формам работы и др. и должен быть утверждён заведующей ДОУ.

Модель плана и форма его написания должна быть рассмотрена на педагогическом совете и принято Положение о календарном и перспективном планировании.

Планирование – это творческий и трудоёмкий процесс, но надо помнить, что эффективность образовательного процесса в ДОУ во многом зависит от качества его планирования.

Удачи Всем в нашем благородном деле!

Обновлено 12.02.2015 16:32
 

 
© CopyRight МДБОУ детский сад "Северяночка" пгт.Нижнеангарск, ул. Победы, д. 15, 2012-2019, создание сайта: «Меридиан»