Организация питания

Режим питания детей в детском саду устанавливается в соответствии с правилами, нормативами и гигиеническими рекомендациями, регламентирующих организацию питания детей в образовательных учреждениях: СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".

Страничка по питанию

Основными принципами организации питания детей в детском саду являются обеспечение сбалансированного рационального питания воспитанников, соблюдение определенного режима питания, а также выполнения установленных правил технологии приготовления блюд, обеспечивающих максимальное сохранение пищевой ценности продуктов.

          По данным исследований, проводимых НИИ питания РАМН населения испытывают дефицит микроэлементов и витаминов. Поэтому, в целях преодоления их недостаточности у детей дошкольного возраста, в меню представлено большое разнообразие блюд, исключены их повторы, широко используются продукты с повышенной пищевой и биологической ценностью, что позволяет сформировать у детей навыки здорового питания.

Питание в Учреждении осуществляется в соответствии с примерным 10-дневным меню, разработанным на основе физиологических потребностей в пищевых веществах и возрастных норм необходимых пищевых продуктов детей дошкольного возраста. Включение в повседневные рационы всех основных групп продуктов – мяса, рыбы, молока и молочных продуктов, яиц, пищевых жиров, овощей и фруктов, сахара и кондитерских изделий, хлеба, круп и др. позволяет обеспечить детей всеми необходимыми им пищевыми веществами. 

Организованное питание детей в детском саду является одним из факторов, определяющей здоровье детей.     

Питание  детей организовано  с соблюдением основных  принципов организации рационального питания: выполнение режима питания, калорийность, ежедневное соблюдение норм потребления продуктов для нормального роста и развития ребенка, выполнение правил технологии приготовления пищи, гигиена и культура приема пищи, индивидуальный подход, эмоциональная и эстетическая обстановка во время приема пищи. 

Организация питания детей в дошкольном учреждении должна сочетаться с правильным питанием ребенка в семье. Для этого родителям (законным представителям) важно стремиться, чтобы питание ребенка дома дополняло рацион, получаемый в детском саду, а в выходные и праздничные дни рацион питания ребенка по набору продуктов и пищевой ценности был максимально приближать к рациону, получаемому им в дошкольном учреждении.

           Перед поступлением ребенка в детский сад родителям рекомендуем приблизить режим питания и состав рациона к условиям детского коллектива, приучить его к тем блюдам, которые чаще дают в детском учреждении, особенно если дома он их не получал. Утром, до отправления ребенка в детский сад, рекомендуем не кормить его, так как это нарушает режим питания, и приводит к снижению аппетита, в таком случае ребенок плохо завтракает в группе. 

Примерное десятидневное меню содержит  среднесуточный набор продуктов питания, информацию о количественном составе основных пищевых веществ и энергии по каждому блюду (белки, жиры, углеводы, калорийность). На основании утверждённого примерного меню медицинским работником ДОУ (медсестра) ежедневно составляется меню-требование установленного образца с указанием выхода блюд для детей. В соответствии с требованиями СанПиН в ДОУ организовано четырёхразовое питание:

  - завтрак;

  - второй завтрак (сок, свежие фрукты);

  - обед;

  - уплотнённый полдник.

   Ежедневно в меню включены молоко, кисломолочные продукты, сметана, мясо (говядина I категории), картофель, овощи, фрукты, соки, хлеб, крупы, сливочное и растительное масло, сахар, соль. Остальные продукты (творог, рыба, сыр, яйцо и др.) 2-3 раза в неделю. При отсутствии каких-либо продуктов в целях обеспечения полноценного сбалансированного питания проводится замена на равноценные  по составу продукты в соответствии с таблицей замены продуктов (приложение 10 санитарных правил). При отсутствии свежих овощей и фруктов в меню включаются соки, свежезамороженные овощи и фрукты. При приготовлении блюд соблюдается принцип «щадящего питания» - используются определённые способы приготовления блюд (варка, приготовление на пару, припускание, пассерование, тушение, запекание).

   Жарка блюд  и продукты с раздражающими свойствами исключены. В меню присутствуют супы, пюре, каши, запеканки, котлеты, биточки, тефтели, выпечка, овощные нарезки и др.  Проводится круглогодичная С-витаминизация готовых блюд. Витамины вводятся в третье блюдо (компот, кисель и т. д.) из расчёта 50 мг на одного ребёнка. Для организации питьевого режима используется бутилированная вода.

   Подсчёт энергетической ценности полученного рациона питания и содержания в нём основных пищевых веществ проводится медсестрой ежемесячно.

      Для обеспечения преемственности питания родители информируются об ассортименте питания ребёнка (вывешивается ежедневное меню).

   Ведётся вся необходимая документация (согласно ст. 32 закона «Об образовании»). В целях профилактики пищевых отравлений и острых кишечных заболеваний работники пищеблока строго соблюдают установленные требования к технологической обработке продуктов, правил личной гигиены. Результатом является отсутствие зафиксированных случаев отравления и заболеваний.

  Контроль деятельности по вопросам организации питания осуществляет, наряду с заведующей  медицинская сестра в плановом и оперативном порядке.

  • постоянный контроль за санитарным  состоянием пищеблока и кладовых;
  • контролируется качество доставляемых продуктов, правильное хранение и соблюдение сроков их реализации;
  • проводится снятие проб готовых блюд с фиксацией в бракеражном журнале;
  • постоянно контролируется отбор и хранение суточных проб;
  • осуществляется подсчет ингредиентов по накопительной ведомости;
  •  ведется строгий контроль за правильной кулинарной обработкой, закладкой продуктов и за вкусовыми качествами пищи.

          Пожалуйста, не давайте детям с собой сладости. Наличие конфет или пирожных у одного воспитанника и отсутствие таковых у других детей может поставить в неловкое положение самого ребенка и стать причиной детских ссор и обид.